В 2024 году ожидается ряд изменений в законодательстве по охране труда, которые затронут СОУТ, правила оказания первой помощи, требования пожарной и промышленной безопасности, порядок проведения проверок ГИТ, систему учета несчастных случаев на производстве и многое другое. В обзоре рассказываем о новых нормативных актах, сроках их вступления в силу и особенностях организации работы с учетом нововведений.

Специалист по охране труда 1 категории EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
1 марта 2023 года вступили в силу многочисленные изменения в регулировании вопросов охраны труда. Обратите внимание на самые важные из них.
Документы по теме:
Трудовой кодекс Российской Федерации
- Промышленная безопасность
- Временные обязательные требования промышленной безопасности для новых субъектов РФ
- Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
- Аттестация в области промышленной безопасности
- Эксплуатация гидротехнических сооружений (ГТС)
- Пожарная безопасность
- Новый порядок проведения медосмотров
- Правила оказания первой помощи
- Правила по ОТ, разрабатываемые в организации
- Единая государственная система учета несчастных случаев
- Порядок проведения проверок ГИТ
- Изменения в Трудовой кодекс РФ
- Личный кабинет работодателя по охране труда
- Условия для повышения квалификации лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда
- Обновленный порядок расследования несчастных случаев
- Инструкции по ОТ
- Обновление методики проведения СОУТ
- Обновленные правила аккредитации
- Новые ГОСТы по СИЗ
- Новые правила по охране труда
- Чем они отличаются от инструкций по охране труда?
- Итак, что же отличает правила (стандарты) по ОТ организации от инструкций по ОТ?
Промышленная безопасность
НПА: Федеральный закон
от 14.11.2023 № 534-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Вступает в силу: 1 января 2024 года.
По общим правилам при определении класса опасности опасных производственных объектов (ОПО), расположенных на расстоянии менее 500 м друг от друга, необходимо учитывать суммарное количество опасных веществ, присутствующих на них.
С 1 января 2024 года введено исключение из данного правила: для определения класса опасности ОПО допускается не суммировать количество опасных веществ при условии, если согласно декларации промышленной безопасности, прошедшей экспертизу, зона вероятного поражения при аварии на ОПО не затрагивает соседний объект.
Одновременно установлены особенности классификации смежных ОПО трубопроводного транспорта ‒ магистральных трубопроводов, морских трубопроводов, промысловых и межпромысловых трубопроводов, трубопроводов для транспортирования широкой фракции легких углеводородов и сжиженных углеводородных газов, аммиакопроводов.
Перерегистрация действующих ОПО в госреестре ОПО в связи с указанными изменениями может производиться исключительно по инициативе эксплуатирующих организаций — при поступлении в территориальные органы Ростехнадзора соответствующих заявлений и при условии подтверждения наличия оснований для изменения класса опасности ОПО.
Как отмечалось Ростехнадзором, снижение класса опасности отдельных ОПО должно помочь снизить затраты и сроки их строительства, а в дальнейшем ‒ административную нагрузку при эксплуатации без ущерба безопасности.
Кроме того, с 1 января 2024 года декларации промышленной безопасности ОПО III и IV классов опасности могут разрабатываться по инициативе эксплуатирующих организаций при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО. При этом в отношении данных деклараций предусмотрена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности.
Напомним, что нарушение требований промышленной безопасности, в том числе грубое, может повлечь административную ответственность по статье 9.1 КоАП РФ.
Временные обязательные требования промышленной безопасности для новых субъектов РФ
НПА: Приказ Минтранса России от 12.05.2023 № 165 и Приказ Ростехнадзора от 05.07.2023 № 244.
Вступает в силу: 1 марта 2024 года.
Временные обязательные требования в области промышленной безопасности будут касаться организаций, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, которые:
Для указанных организаций начнут применяться временные обязательные требования:
Так, например, при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности организациям необходимо будет:
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
НПА: Постановление
Правительства РФ от 29.07.2023 № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.
Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Изменениями уточнены сведения, которые должны содержаться в положении о производственном контроле, и задачи производственного контроля.
Кроме того, уточнены права и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля. Так, например, на лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, возложены обязанности обеспечивать организацию:
При этом работникам, осуществляющим производственный контроль, дополнительно потребуется:
Важно помнить, что нарушение требований промышленной безопасности, в том числе грубое, может повлечь административную ответственность по статье 9.1 КоАП РФ.
Аттестация в области промышленной безопасности
НПА: Приказ
Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
Приказ коснется работников и специалистов организаций, эксплуатирующих ОПО и ГТС, обязанных проходить аттестацию.
Организации, эксплуатирующие ОПО и ГТС, обязаны обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и безопасности ГТС. Проверка знания требований промышленной безопасности при аттестации должна проводиться в соответствии с областями аттестации, определяемыми Ростехнадзором.
В новом перечне областей аттестации представлено 100 позиций — как новых, так и существующих на текущий момент. Важно помнить, что работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не могут быть допущены к работе на ОПО. Кроме того, следует учитывать, что Ростехнадзором проводится работа по актуализации вопросов тестирования:
Эксплуатация гидротехнических сооружений (ГТС)
НПА: Федеральный закон от 29.05.2023 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».
В новой редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» будут уточнены:
Так, предусматривается, что собственник ГТС или эксплуатирующая организация при составлении декларации безопасности ГТС должны обеспечивать определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования ГТС.
Одновременно уточняются полномочия Ростехнадзора в области безопасности ГТС и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС. Например, заявителю предоставляется возможность направить декларацию безопасности ГТС на госэкспертизу в форме электронного документа с помощью Единого портала госуслуг. При этом соответствующее заявление может быть подписано:
Напомним, что нарушение требований к обеспечению безопасности ГТС может повлечь административную ответственность по статье 9.2 КоАП РФ.
Пожарная безопасность
НПА: Приказ
МЧС России от 21.11.2023 № 1203 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Приказом уточнены требования к больницам, специализированным домам престарелых и инвалидов (неквартирным), а также закрепляется перечень мероприятий, которые необходимо предусматривать при устройстве эксплуатируемой кровли с общественными зонами (зонами отдыха для жильцов).
НПА: Приказ МЧС России от 01.11.2023 № 1128 «О внесении изменений в Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, утвержденный приказом МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170».
Вступает в силу: 1 февраля 2024 года.
Приказом предусматривается следующее:
Кроме того, уточнено, что материально-техническое обеспечение деятельности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных может осуществляться за счет средств организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения.
НПА: Федеральный закон
от 04.08.2023 № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».
Закон направлен на совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности в части, касающейся осуществления деятельности добровольной пожарной охраны общественными объединениями добровольной пожарной охраны и другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Так, вводятся понятия:
Организациям независимо от их организационно-правовой формы предоставляется возможность самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без создания общественных объединений пожарной охраны.
Кроме того, устанавливается упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений, определяются права и обязанности добровольных пожарных, участвующих в деятельности данных подразделений, а также требования к таким пожарным.
НПА: Постановление
Правительства РФ от 16.11.2023 № 1922 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Постановлением уточняются требования к лицензированию отдельных видов деятельности в области обеспечения пожарной безопасности и вносятся изменения в:
Также предусмотрено, что заявление о прохождении аттестации может быть подписано простой электронной подписью. Кроме того, установлено, что при подаче заявления об аттестации с помощью ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»:
Новый порядок проведения медосмотров
НПА: проект Приказа Минздрава России от 06.07.2023 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичности, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
Планируемый срок вступления в силу: 1 марта 2024 года.
Согласно планируемым изменениям будут применяться:
Существенных изменений нет. Основания для медосмотров и их периодичность не изменились. Но если на предварительном медосмотре врач-психиатр установит возможные противопоказания к работе, то кандидата отправят на обязательное психиатрическое освидетельствование.
Кроме того, новый порядок проведения медосмотров составили с учетом работы в электронном документообороте:
Правила оказания первой помощи
НПА: Федеральный закон
от 14.04.2023 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Документом установлено, что первая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи. Также уточнен круг лиц, которые помогут оказывать первую помощь.
Порядки оказания первой помощи, которые будут утверждены новым законом, должны включать в себя:
Правила по ОТ, разрабатываемые в организации
Новые требования позволяют работодателю разрабатывать правила по ОТ как стандарт организации. Они должны разрабатываться на основе:
Правила по ОТ, разрабатываемые организацией, включают следующую информацию. В самом начале в отдельной главе «Общие требования» определяем сферу действия правил (так называемую область распространения документа, являющуюся отправной точкой). Далее описываем характерные для сферы действия правил ВиОПФ и ОПР. Следует отметить, что в инструкции по ОТ также приводятся перечни этих факторов и опасностей, но уже конкретно те, которые могут воздействовать на данного работника в процессе работы. Таким образом, по нашему мнению, будет недостаточно сделать отсылку на карту оценки уровня профессиональных рисков определенной профессии, необходимо перечислить профессиональные риски и опасности, характерные для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии.
Следующая глава правил включает требования ОТ работников при организации и проведении работ. В нее необходимо включать наравне с требованиями, предъявляемыми к работникам, также меры по их защите. Кроме этого, нужно указать меры, исключающие контакт работников с различными деталями, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, так называемая «защита расстоянием» (здесь указываем опасности и связанные с ними профессиональные риски). Конечно, должны найти отражения в правилах и способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования. Нужно указать перечень конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей, включая те, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций. А также другие требования, в том числе связанные с организацией работ по наряду-допуску.
Далее в правилах следует глава, включающая в себя требования, предъявляемые как к производственным помещениям, так и к производственным площадкам (где процессы выполняются вне производственных помещений) в целях обеспечения ОТ работников. В главу включаютя положения, связанные с их соответствием безопасному выполнению работ. В ней определяются требования к наличию действующей общеобменной и местной вентиляции, освещения, к содержанию переходов, лестниц, площадок, территории предприятия, а также запрет на загромождения проходов и проездов как внутри производственных помещений, так и на территории предприятия. Учитываются другие требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями ОТ.
Отдельной главой в правилах отражаются требования, предъявляемые к оборудованию и его размещению: как, где и какое оборудование должно располагаться на предприятии, как следует организовать рабочие места (указываются требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков), требования к СИЗ работников, какие методы и средства коллективной защиты применимы в том или ином случае. Все это подробно освещает данная глава правил. Особое внимание, конечно, должно уделяться мероприятиям по организации безопасной работы на опасном технологическом оборудовании.
При выполнении соответствующего вида деятельности в разрабатываемые правила по ОТ работодателю следует включать главу о требованиях, предъявляемых к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства. Что отражается в данной главе? Все особенности имеющихся на предприятии исходных материалов, готовой продукции и пр., допустимые способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, и, конечно же, меры по удалению из рабочей зоны опасных и вредных веществ и материалов. Следует уделить особое внимание мерам по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками ВиОПФ.
Безусловно, работодатель может включить в правила по ОТ требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности. Но не будем забывать, что стандарты не всегда являются обязательными, то есть носят добровольный характер их выполнения. Но включение требований этих стандартов в правила по ОТ организации сразу переводят их отдельные требования в разряд обязательных для исполнения работниками организации. То есть работодатель берет из стандартов только то, что нужно для данного производства или процесса, что в свою очередь помогает компенсировать моменты, связанные с обеспечением безопасности и реализацией каких-либо процессов, для которых государственные требования по ОТ не установлены.

Единая государственная система учета несчастных случаев
НПА: проект Федерального закона от 25.07.2023 № 409465-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Планируемый срок вступления в силу: 1 января 2024 года.
Согласно проекту, Трудовой кодекс дополнят новой статьей 230.2 «Единый государственный учет несчастных случаев на производстве» и запустят единую государственную информационную систему (далее — ЕГИС) учета несчастных случаев (далее — НС) на производстве.
Соответственно, в ЕГИС работодателям нужно будет вносить сведения о несчастных случаях на производстве, такие как:
Кроме того, обязательным документом, содержащимся в материалах расследования НС, будет заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент НС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, выданное по запросу работодателя (его уполномоченного представителя).
Обязанность информировать государственную инспекцию труда (далее — ГИТ) о подобных НС прямо лежит на всех работодателях, включая:
Порядок проведения проверок ГИТ
НПА: Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1934 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230».
Вступает в силу: 1 января 2024 года (за исключением пункта 2
изменений).
Самообследование автоматизируют, но оставят на официальном сайте Роструда. Те, кто получил высокую оценку при самообследовании, будут вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Декларация будет направляться в Роструд или ГИТ. Далее ведомства зарегистрируют и разместят ее на своем официальном сайте.
Оценку добросовестности будут проводить по пяти критериям:
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности будет оцениваться за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность контролируемого лица. Добросовестных будут реже проверять в плановом порядке.
Изменения в Трудовой кодекс РФ
НПА: проект Федерального закона от 10.02.2023 «О внесении изменений в статью 213 и главу 36.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
Планируемый срок вступления в силу: 1 сентября 2024 года.
Личный кабинет работодателя по охране труда
В Трудовой кодекс РФ планируется добавить статью 214.3 «Личный кабинет по охране труда работодателя». Минтруд определит порядок получения работодателями доступа к ЛКОТ, а также состав, порядок размещения, передачи и хранения документов о состоянии условий и охраны труда, в том числе — самопроверки.
Условия для повышения квалификации лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда
Согласно разработанному проекту будут созданы условия для повышения квалификации лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда. Планируется внесение следующих изменений:
Обновленный порядок расследования несчастных случаев
В главу 36.1 ТК РФ «Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев» планируется внесение следующих изменений:
Инструкции по ОТ
Здесь следует напомнить, что основной для разработки инструкций по ОТ ранее служили типовые инструкции. Теперь термин «типовая инструкция» остался в прошлом. Значительное количество типовых инструкций по ОТ, используемых организациями для разработки собственных документов, «отрубила» «Регуляторная гильотина». До вступления в силу Приказа № 772н инструкции по ОТ разрабатывались в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда, утвержденными Минтрудом России 13.05.2004. В отличие от прежних новые требования устанавливают порядок разработки и содержание инструкций по ОТ и чем следует руководствоваться при их разработке.
Согласно Приказу № 772н инструкции по ОТ должны разрабатываться на основе:
Инструкция по ОТ должна содержать следующую информацию:
Раздел «Общие требования охраны труда» отражает указания о необходимости соблюдения работником правил внутреннего трудового распорядка, режима рабочего времени, правил личной гигиены, перечень ВиОПФ, которые могут на него воздействовать, а также перечень спецодежды и обуви, СИЗ.
Следующий раздел содержит требования ОТ перед началом работы. Здесь учитывается порядок подготовки рабочего места, проверка и осмотр требуемых СИЗ, подготовка и проверка оборудования, приспособлений, инструмента, а также защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков.
В разделе «Требования охраны труда во время работы» перечисляются все способы и приемы безопасного выполнения работ. Обязательно следует предусмотреть требования безопасного обращения с исходными материалами, к содержанию рабочего места и предотвращению аварийных ситуаций. Указать, как правильно использовать СИЗ.
Обязателен раздел о требованиях охраны труда в аварийных ситуациях, отражающий перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, процесс извещения о них, действия работников в данной ситуации и оказания первой помощи пострадавшим (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
И в заключение инструкции предусматривается раздел «Требования охраны труда по окончании работы», где отражаются действия работника при приеме-передаче смены, последовательность отключения, остановки, разборки, очистки, смазки оборудования, приспособлений, машин и механизмов. Кроме процесса извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы, раздел должен содержать требования по соблюдению работником личной гигиены.
Приказом № 772н не регламентируются сроки пересмотра инструкций по ОТ, исчезает необходимость их пересмотра каждые 5 лет, но по факту пересматривать их придется гораздо чаще, потому что в Приказе № 772н перечислены случаи, когда в обязательном порядке следует их актуализировать. К ним относятся:
Следует учитывать, что производственные, организационные или структурные изменения на предприятии или в организации также потребуют организовать разработку или пересмотр соответствующих инструкций по ОТ.

Обновление методики проведения СОУТ
НПА: Приказ
Минтруда России от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Документом устанавливаются новые:
Документ будет действовать до 1 марта 2030 года.
Одновременно со вступлением в силу нововведений утратит силу прежняя Методика, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Обновленные правила аккредитации
НПА: Постановление
Правительства РФ от 16.08.2023 № 1347 «О внесении изменений в Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда».
Постановлением регламентируются следующие изменения в Правила аккредитации:
Новые ГОСТы по СИЗ
Вступают в силу: 1 января 2024 года.
Вышеуказанные ГОСТы регламентируют работу со средствами индивидуальной защиты, и работодатели самостоятельно решают, применять их при условиях работы своих сотрудников или нет. Однако стандарты были разработаны, чтобы способствовать формированию безопасных условий труда для персонала. Их применение помогает создать СУОТ, которая будет максимально соответствовать требованиям законодательства.
Новые правила по охране труда
НПА: проект Приказа Минтруда России «Об утверждении правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата».
Проектом предлагается ввести Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата, которые установят новые требования:
Требования Правил не будут распространяться на ведение работ по спасению людей: аварийно-спасательных и горноспасательных.
НПА: проект Приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работах в условиях воздействия виброакустических факторов».
Правилами будут установлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организациям и осуществлению основных производственных процессов и работ в условиях воздействия виброакустических факторов:
Правила не вводят новые требования, а актуализируют требования охраны труда, содержащиеся на данный момент в отдельных нормативных актах, регулирующих вопросы охраны труда при работах в условиях воздействия виброакустических факторов.
Чем они отличаются от инструкций по охране труда?
С 1 января 2023 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (далее – Приказ № 772н). С этой даты Приказом № 772н работодателю в очередной раз предоставлено право устанавливать дополнительные требования безопасности своими локальными нормативными актами (далее – ЛНА). Сегодня на повестке дня – правила (стандарты) и инструкции по охране труда (далее – ОТ), разрабатываемые в организации, а точнее основные требования к ним. Рассмотрим, чем же они отличаются.
Уточним: дополнительные требования безопасности устанавливаются работодателем не только в зависимости от специфики его деятельности, но и исходя из оценки уровней профессиональных рисков (далее – ОПР). И конечно, они не должны противоречить государственным нормативным требованиям ОТ. Но если все-таки они противоречат (другими словами, если нормы ЛНА, ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права), тогда они не подлежат применению (статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ). Также не подлежат применению ЛНА, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Поэтому нужно помнить, что утверждение правил (стандартов) и инструкций по ОТ для работников производится работодателем с учетом мнения профсоюза (если он есть).

Итак, что же отличает правила (стандарты) по ОТ организации от инструкций по ОТ?
Цель разработки этих документов одна – обеспечение безопасности труда и сохранение жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей, но содержание различно.
Правила (стандарты) по ОТ должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем и разрабатываться для руководителей всех уровней управления, которые организуют и контролируют работы. В правила включают требования к работникам и правила для безопасной организации работ.
Инструкции по ОТ должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем) и могут разрабатываться как для работников по должностям и отдельным профессиям, так и на отдельные виды работ. При этом для должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы также предусмотрены другие инструкции. Таким образом, работник должен выполнять кроме рассматриваемой инструкции по ОТ требования и других инструкций (к примеру, должностных или производственных) в равной степени.
Правила по ОТ – это документ, содержащий большой объем информации, требования которого должны лежать в основе разрабатываемых инструкций по ОТ, они распространяются на всех работников или их большинство, занятых в производстве.
Требования приказа № 772н обязательны для исполнения всеми работодателями. Таким образом, уже с начала 2023 года (даты начала действия Приказа № 772н) на предприятиях и в организациях необходимо использовать правила и инструкции, разработанные в соответствии с Приказом № 772н, при этом они должны соответствовать всем необходимым государственным нормативным требованиям.





