Надзор и контроль за охраной труда включают различные виды деятельности, направленные на обеспечение безопасности и соблюдение требований в области охраны труда. Вот некоторые из них:
- Проведение проверок и аудита с целью выявления нарушений в области охраны труда.
- Оценка и анализ рисков, связанных с опасными и вредными производственными факторами.
- Разработка и внедрение системы управления охраной труда.
- Обучение и инструктаж работников по вопросам охраны труда.
- Контроль за соблюдением требований по использованию средств индивидуальной защиты.
- Расследование несчастных случаев на производстве и принятие мер по их предотвращению.
- Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности.
Важно отметить, что надзор и контроль за охраной труда являются неотъемлемой частью деятельности предприятия и необходимы для обеспечения безопасности работников.
- Надзор и контроль за безопасностью труда в Российской Федерации
- Высший надзор за охраной труда
- Государственный надзор и контроль за охраной труда
- Ведомственный контроль
- Общественный контроль за соблюдением охраны труда
- Проверки органов государственного надзора
- Техэксперт: Охрана труда
- Кейс
- Процитируемые ссылки на закон О жилищных отношениях
- Анализ кейса
- Госконтроль и госнадзор – близнецы-братья?
- Различия между госконтролем и госнадзором в Казахстане
- Различия в правовом регулировании
- Опасность произвола государственных органов
- Выводы
Надзор и контроль за безопасностью труда в Российской Федерации
В Российской Федерации существуют различные органы надзора и контроля за безопасностью труда. В данной статье мы рассмотрим основные виды надзора и контроля и их функции.
Высший надзор за охраной труда
Высший надзор за охраной труда во всех предприятиях страны осуществляет Генеральный прокурор РФ. На местах его функцию исполняют нижестоящие прокуроры.
Государственный надзор и контроль за охраной труда
Государственная инспекция труда является основным государственным органом, который занимается контролем соблюдения законодательства по охране труда. Они опираются на Трудовой кодекс и положения регламента, утвержденного Министерством труда. Территориальные подразделения инспекции труда подчиняются Роструду — федеральной службе, которая является подведомственной Министерству труда и занятости РФ.
Проведение проверок является основной формой контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции труда. Контроль может быть внутри- и межведомственным. Внутриведомственный контроль направлен на проверку состояния охраны труда в организациях, подчиненных им.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль осуществляют службы охраны труда министерств, ведомств, концернов, ассоциаций. К нему относится также контроль, который осуществляет служба охраны труда и безопасности на предприятии. Его проведение регламентировано в локальных нормативных документах.
Общественный контроль за соблюдением охраны труда
Общественный контроль за охраной труда осуществляют профсоюзные комиссии. Избирается уполномоченное лицо из трудового коллектива, которое и курирует общественный контроль.
Проверки органов государственного надзора
Проверки за охраной труда могут быть плановыми или внеплановыми. Внеплановые проверки могут проводиться по определенным причинам. Если в организации следят за охраной труда, проверки проводятся в плановом порядке. Надзорный орган предоставляет график, согласно которому приходит на предприятие. Например, инспекторы Министерства труда посещают организации раз в три года.
Техэксперт: Охрана труда
Техэксперт: Охрана труда — информационно-справочный продукт, который содержит информацию об организации охраны труда, нормативно-правовые акты, методологические документы, справочные материалы, разъяснения и многое другое. В Техэксперте вы сможете узнать о взаимодействии с надзорными и контролирующими органами.
Кейс
Рассмотрим практический пример, который позволит проиллюстрировать различия между государственным контролем и государственным надзором.
Кондоминиумская система управления жилым объектом была подвергнута внеплановой проверке жилищной инспекцией по обращению собственника квартиры, который не получил отчета о управлении и содержании объекта кондоминиума.
Жилищная инспекция составила предписание об устранении выявленных нарушений, которое было оспорено в суде КСК. Ответчик, жилищная инспекция, не признал иск, ссылаясь на то, что предписание было вынесено в соответствии с законодательством и процедурой проведения проверок.
Органы государственного надзора и контроля являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности труда в Российской Федерации. Они обладают необходимыми полномочиями и ресурсами для проверки и контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда.
Процитируемые ссылки на закон О жилищных отношениях
Согласно указанным ссылкам на закон О жилищных отношениях, государственный контроль и государственный надзор осуществляются в пределах населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, а также в области промышленной безопасности для обеспечения безопасной эксплуатации опасных технических устройств. Этот контроль и надзор осуществляются должностными лицами жилищной инспекции в форме проверок и профилактического контроля.
Анализ кейса
Для проведения анализа данного кейса необходимо проверить компетенцию жилищной инспекции и определить, имеет ли она право проводить внеплановую проверку и выносить оспариваемое предписание.
Исходя из статьи 41–1 Закона О жилищных отношениях, жилищная инспекция выступает как орган государственного контроля на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом и как орган государственного надзора в области промышленной безопасности.
Согласно подпункту 20) статьи 138 и подпункту 18) статьи 139 ПК, предписание об устранении нарушений является мерой оперативного реагирования, которая применяется только в сфере государственного надзора, согласно пункту 4 статьи 136 ПК.
В данном кейсе рассматривается проведение внеплановой проверки в сфере управления жилищным фондом, что относится к сфере государственного контроля.
Таким образом, жилищная инспекция, выступая как орган государственного контроля в сфере управления жилищным фондом, не имеет права выносить предписание в качестве меры оперативного реагирования. Предписание может быть вынесено только в сфере государственного надзора и в области промышленной безопасности, что в данном случае не является релевантным.
Следовательно, предписание, вынесенное жилищной инспекцией, следует признать незаконным.
Госконтроль и госнадзор – близнецы-братья?
Различия между госконтролем и госнадзором заключаются в последствиях их деятельности. Оба государственных органа проверяют и наблюдают соответствие деятельности субъектов и объектов контроля и надзора требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. Однако последствия их деятельности различны.
Различия между госконтролем и госнадзором в Казахстане
При регулировании государственного контроля и надзора в Республике Казахстан необходимо проводить четкое различие между госконтролем и госнадзором. Положения законодательства в данной сфере далеки от совершенства и могут вызывать разные толкования и применения, что создает опасность произвола государственных органов. Для обеспечения соблюдения правил и предотвращения произвола, необходимо проводить тщательную проверку компетенции государственного органа, осуществляющего контроль или надзор.
Различия в правовом регулировании
В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан в главе 13, Государственный контроль и надзор, регулируются как госконтроль, так и госнадзор. Единообразно регулируются следующие аспекты:
- Различные виды контроля и надзора;
- Ответственность субъектов предпринимательства перед контрольными и надзорными органами;
- Порядок проведения проверок и инспекций;
- Порядок проведения административной ответственности и наложения административных штрафов.
Однако, существуют и различия в правовом регулировании, которые могут влиять на последствия данных видов деятельности и их воздействие на субъекты предпринимательства. Пунктом 4 статьи 136 Предпринимательского кодекса указано, что меры оперативного реагирования применяются органами контроля и надзора только в сферах деятельности, определенных статьей 139 Предпринимательского кодекса, то есть в сфере государственного надзора. Это говорит о том, что оперативное реагирование в госконтроле ограничено и должно применяться только в сфере государственного надзора.
Опасность произвола государственных органов
Использование одних и тех же терминов в тексте Предпринимательского кодекса для обозначения субъектов контроля и надзора может создавать впечатление, что особой разницы между госконтролем и госнадзором нет. Это может привести к произволу со стороны государственных органов, которого необходимо избегать. Проверка компетенции государственного органа, осуществляющего контроль или надзор, является важной процедурой для обеспечения законности его действий.
Выводы
Госконтроль и госнадзор — это разные виды деятельности госорганов, которые должны различаться и иметь свои специфические меры оперативного реагирования. Программы Техэксперт и Кодекс предоставляют доступ к системе обучения сотрудников на различные аспекты государственного контроля и надзора, позволяя оценить их эффективность в работе.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора





