- Документ
- Комментарий
- Отчет о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)
- Допуск экспертов специализированной организации к проведению спецоценки
- Рассмотрение разногласий по результатам проведения экспертизы качества спецоценки
- Президент Российской Федерации В. Путин
- Предлагается уточнить правила ведения реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ
- Что такое ЕИСОТ
- Кто вносит информацию в ЕИСОТ в части обучения
- Кто проходит аттестацию через ЕИСОТ
- Минтруд разработал изменения в нормативные правовые акты по СОУТ
Документ
Федеральный закон от 24.07.2023 № 381-ФЗ
Комментарий
Внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), которые направлены на совершенствование порядка проведения спецоценки.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)
По результатам СОУТ у работодателя специализированная организация составляет отчет о ее проведении. Отчет подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии в течение 30 календарных дней со дня его направления работодателю специализированной организацией (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
С 1 сентября 2023 года предусмотрена возможность составления отчета о проведении специальной оценки условий труда:
Бумажный отчет члены комиссии подписывают собственноручно, а электронный отчет – усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП). Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
До внесения изменений в Закон № 426-ФЗ отчет о проведении спецоценки можно было составлять только на бумажном носителе.
Допуск экспертов специализированной организации к проведению спецоценки
С 4 августа 2023 года экспертам специализированной организации разрешили подтверждать факт прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих спецоценку. Сертификат эксперта (выписка из реестра экспертов) формируется в ФГИС СОУТ автоматически. Этих документов будет достаточно для допуска экспертов к работе. Такие изменения внесены в ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ.
Раньше право эксперта проводить работы по специальной оценке условий труда подтверждал только сертификат эксперта. Выписка из реестра экспертов организаций, проводящих спецоценку, в качестве подтверждающего документа в Законе № 426-ФЗ не упоминалась.
Рассмотрение разногласий по результатам проведения экспертизы качества спецоценки
Статья 24 Закона № 426-ФЗ предусматривает проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, а также рассмотрение разногласий по вопросам проведения такой экспертизы. Разногласия по вопросам проведения экспертизы и ее результатов рассматривает Минтруд России.
В ч. 4 ст. 24 Закона № 426-ФЗ уточнили, что с 1 сентября 2023 года разногласия принимаются к рассмотрению в период, не превышающий срока действия результатов спецоценки, по которым поступили разногласия. По новым правилам, действующим с 1 сентября 2023 года, разногласия рассматриваться не будут, если по результатам такой экспертизы уже есть вступившее в законную силу решение суда. Это новое правило закреплено в ч. 4.1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ.
Изменения внесут в Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2333.
Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2333» размещена на портале проектов НПА
Проект поправок разработан в соответствии с перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», а также по результатам анализа правоприменительной практики предоставления государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по СОУТ и выдаче в результате её проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда(далее — государственная услуга по аттестации).
Изменения предусматривают перевод на ЕПГУ (госуслуги) и сокращение сроков оказания государственной услуги по аттестации при внесении изменений сведений в реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ, а также информирование заявителя об отказе в аттестации.
Ориентировочный срок внесения оправок – 1 сентября 2024 года.
Принят Государственной Думой 13 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 19 июля 2023 года
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4342; 2016, № 18, ст. 2512; 2018, № 30, ст. 4543; 2019, № 52, ст. 7769; 2021, № 1, ст. 42; 2023, № 1, ст. 16) следующие изменения:
«15) управления профессиональными рисками;»;
а) в части 1 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
б) в части 3 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
в) в части 5 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
г) в части 6 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
а) часть 2 после слов «а также» дополнить словами «с учетом особенностей, установленных в соответствии с частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, и»;
б) в части 11 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
а) в части 6 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
б) в части 7 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
в) в части 8 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
а) в части 2:
в подпункте «и» пункта 2 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
в пункте 3:
подпункт «д» изложить в следующей редакции:
«д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц;»;
дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) сведения, предусмотренные частью 11 статьи 19 настоящего Федерального закона.»;
б) часть 3 дополнить словами «, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи»;
в) в части 4 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
г) в части 5 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
д) в части 6 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
а) в пункте 2 части 1 слова «имеющих сертификат эксперта» заменить словами «прошедших аттестацию»;
б) часть 11 изложить в следующей редакции:
«11. В случае изменения состава экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня такого изменения направляет соответствующие сведения посредством информационной системы учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
в) часть 12 изложить в следующей редакции:
«12. Информация о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, национальным органом по аккредитации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. К трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, которые прошли аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и сведения о которых внесены в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что подтверждается сертификатом эксперта (выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда), который формируется в автоматическом режиме средствами информационной системы учета и удостоверяет право выполнения работ по специальной оценке условий труда на дату его формирования.»;
б) в части 2 слова «выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование» заменить словами «аннулирование такой аттестации»;
в) абзац первый части 3 изложить в следующей редакции:
«3. К аттестации допускаются лица, соответствующие следующим требованиям:»;
г) часть 4 признать утратившей силу;
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Порядок формирования и ведения реестра экспертов, в том числе порядок внесения записи об аттестации или о ее аннулировании, а также форма сертификата эксперта (выписки из реестра экспертов), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
б) в части 5:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) уникальный номер записи об аттестации в реестре экспертов, дата ее внесения, дата окончания срока действия аттестации;»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) дата аннулирования аттестации.»;
в пункте 1 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)», после слов «представительных органов,» дополнить словами «комиссий по расследованию несчастных случаев,»;
пункт 2 после слов «представительных органов,» дополнить словами «комиссий по расследованию несчастных случаев,»;
в пункте 3 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
б) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «Указанные разногласия принимаются к рассмотрению в период, не превышающий срока действия результатов специальной оценки условий труда, по которым поступили разногласия.»;
в) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, поступившие в случае, если на основании результатов оспариваемой экспертизы качества специальной оценки условий труда принято вступившее в законную силу решение судебного органа, не рассматриваются.»;
«1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.»;
Президент Российской Федерации В. Путин
В Закон о специальной оценке условий труда внесены изменения (Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 381-ФЗ).
Составлять отчет о проведении СОУТ можно будет в электронной форме. При оформлении и согласовании отчета о проведении СОУТ можно будет использовать электронную подпись.
Отменено требование о наличии у экспертов организации, проводящей СОУТ, сертификатов на право выполнения работ по СОУТ. Прохождение аттестации экспертами можно будет подтвердить выпиской из реестра экспертов.
Предусмотрено расширение функционала ФГИС СОУТ и реализация механизма предоставления экспертными организациями в адрес Минтруда России актуальных сведений об экспертном составе в электронном виде. Вероятно, данное нововведение позволит эффективнее контролировать экспертные организации и избавит от необходимости направления такой информации в Минтруд России на бумаге, как это предусмотрено сейчас.
Установлено, что разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам ее проведения принимаются к рассмотрению в период, не превышающий срока действия результатов СОУТ, по которым поступили разногласия. Вводится запрет на рассмотрение разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, если по экспертизе принято вступившее в законную силу решение судебного органа.
Перечисленные изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Кроме того, по тексту Закона о СОУТ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор заменен на федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор). Аналогичные поправки внесены и в Закон о санэпидблагополучии. Эти поправки вступают в силу с 4 августа 2023 года.
Новости и аналитика
Предлагается уточнить правила ведения реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ
Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, изменится (проект приказа Минтруда России, ID 02/08/08-23/00141216 (подготовлен 25.08.2023 г.).
Так, основанием для внесения сведений об эксперте станет прохождение аттестации на право выполнения работ по СОУТ (в настоящее время таким основанием является решение об оформлении электронного сертификата).
Какие организации допущены к деятельности по проведению СОУТ читайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Помимо ФИО эксперта, в реестре планируется указывать уникальный номер записи об аттестации, даты начала и окончания срока ее действия.
Сведения должны вноситься в день прохождения аттестации. На основании указанных данных сформируется электронный сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ (выписка из реестра).
Изменения в Порядке обусловлены необходимостью приведения его положений в соответствие с нормами Закона от 24 июля 2023 г. № 381-ФЗ.
Новости и аналитика
8 ноября 2023
Аттестация на право выполнения спецоценки условий труда — по новому регламенту.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
С 1 марта 2023 года действуют положения Правил обучения охране труда и проверки знания по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 в части аттестации определенных категорий специалистов в ЕИСОТ. Разбираемся, что это значит для работодателей и работников.
Что такое ЕИСОТ
В России функционирует Единая общероссийская информационно-справочная система по охране труда — ЕИСОТ. Это интернет-ресурс для передачи информации от работодателей и организаций, оказывающих им услуги, в Минтруд.
До 1 марта 2023 года в ЕИСОТ можно просматривать отчеты и декларации по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ). Позже этой даты на платформе появятся три реестра по Правилам № 2464:
Также в ЕИСОТ будет размещен ресурс для дистанционной проверки знаний в Минтруда России определенных категорий работников, указанных в п. 78 Правил № 2464.
Кто вносит информацию в ЕИСОТ в части обучения
Минтруд России формирует и ведет Реестр организаций и ИП, оказывающих услуги по обучению в области охраны труда. В список, в том числе попадают учебные центры, которые прошли аккредитацию по Правилам в редакции Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 (действуют с 1 сентября 2022 года).
Внимание. Действовавшая до 1 сентября 2022 года аккредитация в сфере охраны труда приостанавливается с 1 марта 2023 года. Если ИП или организация не подтвердят соответствие требованиям Правил № 2334, она прекращается с исключением из Реестра с 1 сентября 2023 года.
Работодатели, которые самостоятельно обучают своих работников в области охраны труда, уведомляют об этом Минтруд России через ЕИСОТ. Также они должны передавать на эту платформу сведения о персонале, который прошел подготовку и проверку знаний в комиссии на предприятии, для включения в Реестр обученных лиц в соответствии с п. 118 Правил № 2464.
Пользование ЕИСОТ осуществляется через Личный кабинет по охране труда. Для доступа к нему нужна подтвержденная учетная запись ИП или юрлица на портале Госуслуг.
ИП и организации, оказывающие услуги по обучению в области охраны труда, передают сведения в ЕИСОТ о всех слушателях, прошедших у них подготовку и проверку знаний по ОТ в соответствии с п. 118 Правил № 2464.
Кто проходит аттестацию через ЕИСОТ
С 1 марта 2023 года проверку знаний в области охраны труда на платформе Минтруда России проходят руководители и специалисты, указанные в п. 78 Правил № 2464 и п. 6-7 Требований по Постановлению № 2334.
У работодателей это начальник службы охраны труда и специалист по охране труда. Напомним, что им нужно проходить обучение во внешнем учебном центре по программам:
Работодателю, который не проводит самостоятельно обучение ОТ, не нужно заводить Личный кабинет в ЕИСОТ, что его специалисты по охране труда могли сдать экзамен. Доступ к платформе Минтруда для проверки знаний им организует тот учебный центр, где они будут проходить подготовку.
В организациях и у ИП, оказывающих услуги по ОТ, экзамен через ЕИСОТ сдают:
До 1 марта 2023 года указанные сотрудники могут пройти тестирование в обучающей организации, без использования ЕИСОТ. Выданные до этой даты протоколы проверки знаний будут легитимны при условии соблюдения других требований Правил № 2464.
Минтруд разработал изменения в нормативные правовые акты по СОУТ

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Приказа Минтруда России о внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), утвержденный Приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 года № 843н (далее – Порядок № 843н).
Проект Приказа был разработан с целью гармонизации законодательства о СОУТ в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2021 года № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», а также приведения норм Порядка №843н в соответствие с законодательством об информационных технологиях и государственном контроле (надзоре).

Напомним, что изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внесенные Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 381-ФЗ (далее – Закон № 381-ФЗ), вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
У работодателей, использующих систему электронного документооборота, имеется потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в электронном виде. В соответствии с законодательством была предусмотрена подготовка документации по СОУТ на бумажном носителе, которая утверждалась председателем и подписывалась членами комиссии, а также работниками при ознакомлении с результатами проведенной оценки на их рабочих местах.
Отчет о СОУТ теперь можно оформлять не только в бумажном виде, но и в электронном формате. Электронный документ будет подписываться членами комиссии по проведению СОУТ с использованием усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписи.
В связи с принятием Закона № 381-ФЗ Минтрудом России был разработан проект ведомственного Приказа о внесении изменений в Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 22 октября 2021 года № 757н (далее – Порядок № 757н). В настоящее время проект документа также проходит общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов
Разработчики документа в сводном отчете к Проекту указали, что данные поправки направлены на гармонизацию законодательства о СОУТ в соответствии с Законом № 381-ФЗ, на совершенствование процесса формирования и ведения Реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ, а такжее способствуют цифровой трансформации государственной услуги по аттестации соответствующих экспертов.
Проектом документа предусматривается уточнение содержания сведений в указанном реестре о прохождении аттестации на право выполнения работ по СОУТ, а также аннулирование такой аттестации. Также необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Законом № 381-ФЗ в качестве экспертов по СОУТ должны привлекаться лица, которые прошли аттестацию и сведения о которых внесены в указанный реестр. Этого будет достаточно для допуска к работе по проведению СОУТ. Выдача бумажных сертификатов экспертов будет прекращена.

Выдача сертификата эксперта и выписки из реестра в электронном виде, а также возможность использования электронной цифровой подписи при согласовании отчетной документации о проведении СОУТ позволит сократить издержки заинтересованных сторон, связанные с необходимостью обращения в Минтруд России, а также при необходимости предоставит возможность осуществить переход от существующей модели бумажного документооборота к цифровому обмену информацией.
Текст: Игорь Волошин.






