оценка профессиональных рисков 2022 2023

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 2022 2023 ЕИСОТ
Содержание
  1. Кто может проводить оценку рисков?
  2. Нормативные правовые акты
  3. Периодичность проведения оценки профессиональных рисков в организациях
  4. Комплексный подход
  5. Выбор методики оценки уровня профессиональных рисков
  6. Положение по оценке профессиональных рисков на предприятии
  7. Оценка профрисков как обязанность работодателя
  8. Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска
  9. Контроль за соблюдением норм
  10. Организация оценки профессиональных рисков
  11. Что такое профессиональный риск и его оценка?
  12. Реестр опасностей
  13. Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков
  14. План мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков
  15. Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии
  16. 2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
  17. 3 этап. Оценка расчет рисков
  18. 4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
  19. 5 этап. Управление оцененными рисками
  20. Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
  21. Перечень мер по исключению и снижению уровня рисков
  22. Правительством закреплены направления госполитики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
  23. Организация охраны труда
  24. Разработка документов по оценке профессиональных рисков
  25. Выявление опасностей на рабочих местах
  26. Базовые мероприятия по управлению профрисками
  27. Порядок проведения оценки профессиональных рисков
  28. Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
  29. Оценка профессиональных рисков в 2023 – что необходимо знать

Кто может проводить оценку рисков?

Оценку профессиональных рисков может проводить как сам работодатель, так и нанятая им внешняя экспертная организация. Нормативных требований к последним в законодательстве пока нет, т.е. компания не обязана состоять ни в каких реестрах или обладать специфическими лицензиями на проведение оценки рисков.

Наиболее компетентными можно считать:

Привлечение внешних экспертов значительно упрощает процедуру для работодателя, однако не дает ему возможность совсем не участвовать в процессе. Эксперт сторонней организации может оценивать риски, но не может сформировать реестр опасностей без участия сотрудников, чьи рабочие места оцениваются, как не может и составить план мероприятий по снижению рисков без согласования с заказчиком.

Тем не менее, независимость, беспристрастность и опыт сторонней организации делают вариант ее привлечения к оценке рисков более чем целесообразным. EcoStandard group – российский лидер на рынке СОУТ, охраны труда и оценки рисков. В составе компании есть собственная аккредитованная испытательная лаборатория, в штате — более сотни экспертов, включая врачей-гигиенистов. Узнайте подробнее и рассчитайте цену на оценку рисков на сайте компании.

Нормативные правовые акты

Профилактика профессиональных заболеваний включает:

Обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждения включает:

Антитеррористическую защищенность учреждение обеспечивает с помощью охранных мероприятий, кнопки тревожной сигнализации с выводом на пункт централизованной охраны, наличием телефонной связи и других средств оповещения. Кроме того, обучает персонал правильным действиям в случае угрозы или совершения террористического акта, других преступных деяний и посягательств на собственность учреждения и работников.

Оснащенность учреждения техническими средствами и системами защиты от преступных посягательств и террористических угроз, силы и средства охраны, планы, анализ вероятных опасностей отражаются в паспорте безопасности учреждения.

Охранные мероприятия проводит лицензированная организация на основе соответствующего договора, к этой работе также привлекают штатных вахтеров и сторожей.

К природоохранным мероприятиям относятся своевременный вывоз отходов, мусора, озеленение земельного участка и других процедуры, которые позволят предотвратить загрязнение территории.

Мероприятия по безопасной эксплуатации транспортных средств, котельного хозяйства, системы вентиляции и кондиционирования должен проводить обученный персонал, который прошел стажировку на рабочем месте и имеет соответствующее удостоверение и группу по электробезопасности.

Пожарную безопасность регулирует федеральное законодательство и правила пожарной безопасности. Обеспечивают ее обучение работников, выполнение инструкций по пожарной безопасности и других организационно-распорядительных документов.

По электробезопасности работодатель и его сотрудники должны ориентироваться на нормативные документы по эксплуатации электроустановок, инструкции и организационно-распорядительные документы по электробезопасности.

Периодичность проведения оценки профессиональных рисков в организациях

Как уже было упомянуто выше, оценка рисков – это постоянный процесс. Отслеживание опасностей должно вестись непрерывно, в режиме мониторинга.

Если же говорить о полноценной процедуре оценки профессиональных рисков, то, согласно ГОСТ 12.0.230.5-2018, ОПР проводится при любых изменениях либо если она ранее никогда не проводилась. В остальном никаких нормативных указаний на время и периодичность проведения оценки профессиональных рисков нет, поэтому организация вправе сама устанавливать частоту и длительность процедуры.

Комплексный подход

Чтобы обеспечить безопасность сотрудников и объектов, работодатель должен прикладывать усилия сразу по нескольким направлениям: по охране труда и здоровьесбережению, пожарной и электробезопасности, соблюдению санитарного законодательства, безопасной эксплуатации зданий и сооружений в рамках планово-предупредительного ремонта, охранных и антитеррористических мероприятий и пр.

Нормативные правовые акты (НПА) ведомств, регулирующие эту сферу, и большое количество локальных нормативных актов (ЛНА), регламентирующих мероприятия, приводят к несистемной работе в управлении охраной труда и перегруженности документами.

Выбор методики оценки уровня профессиональных рисков

В мире разработаны и применяются более 70 методов анализа и оценки рисков, российский ГОСТ Р 58771-2019 рассматривает более 40. Выбрать подходящую методику помогут рекомендации из приказа Минтруда от 28.12.2021 №926. В нем описаны виды методик и примеры их применения.

Например, методы могут классифицироваться по:

Все методы также делятся на прямые и косвенные. Прямые основаны на данных статистики и применяются к отрасли в целом. Их используют, например, службы статистики и страховые компании для расчета базовых тарифов и коэффициентов «бонус-малус», корректирующих размер взноса в зависимости от страховой истории.

Косвенные же методы подразумевают аудит рабочих мест и процессов, интервьюирование работников и другие практические способы получения данных – их в организациях используют чаще всего. Самый распространенный косвенный метод – метод «контрольных листов» («check-list») в сочетании с «матрицей последствий и вероятностей», или «матрицей риска».

Для оценки рисков производственных процессов и технологических систем рекомендуют пользоваться различными видами анализа: причинно-следственных связей, сценариев, «дерева решений», уровней защиты (Layers of Protection Analysis, LOPA). Для малого и микробизнеса рекомендуются контрольные листы и матричный метод.

Для оценки безопасности продукции и оборудования советуют применять анализ опасности и критических контрольных точек, а также метод исследования HAZOP (от англ. hazard и operability, опасность и работоспособность).

Положение по оценке профессиональных рисков на предприятии

Положение по ОПР на предприятии – один из основополагающих документов в ходе процедуры. В нем организация устанавливает все основные данные по ней: порядок и срок проведения, цели, выбранную методику, всю терминологию, ответственных лиц. Положение можно дополнить примерами с формами документов, которые будут фигурировать в ходе процедуры: приказа о создании комиссии, реестра опасностей, карт рисков и т.д.

Помимо структурирующей и организационной функции такое положение будет еще и хорошим подспорьем при проверке надзорных органов. Изучив документ, инспектор ГИТ получит представление о том, как планировалась и проходила процедура и – в идеале – удостоверится в ответственном отношении работодателя к охране труда.

Оценка профрисков как обязанность работодателя

Требование проводить оценку профрисков прописано в ст. 218 ТК РФ и п. 25 примерного положения о СУОТ, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н (далее — Положение). Можно как организовать процесс самостоятельно, так и заключить договор со сторонней организацией. Вовсе не обязательно привлекать специалистов со стороны — выбор за работодателем. Если он решил провести оценку своими силами, то должен зафиксировать порядок в своем внутреннем документе — Регламенте оценки профрисков в положении о СУОТ.

Оценка профрисков проводится как череда последовательных мероприятий, которые включают:

В федеральном законодательстве нет нормативных требований к порядку проведения оценки уровня профессионального риска, поэтому вы имеете право провести ее в соответствии с тем, как определите эту процедуру в своих ЛНА. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в разделе III Приказа № 776н.

Законодательство также не обязывает создавать комиссию по оценке рисков. Работодатель, опираясь на трудовые и финансовые ресурсы, сам решает, какой из подходов для него предпочтительнее. Однако считаем, что такая объемная и непростая задача, как выявление и оценка профессиональных рисков, реализуется эффективнее, если ее будет проводить специально созданная и подготовленная комиссия.

Как создать систему управления рисками в организации

Положение позволяет работодателю представить детальные указания и процедуры для оценки, чтобы обеспечить более точное и систематическое изучение рисков.

В положение по оценке профессиональных рисков рекомендуется включить:

Положение по оценке профессиональных рисков должно быть разработано с учетом особенностей организации и соответствовать требованиям законодательства. Оно позволит установить более четкие процедуры и документацию и подтвердить полноценное проведение оценки рисков и принятие соответствующих мер по обеспечению безопасности и здоровья работников.

В конце статьи есть шпаргалка

Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска

Такая важная и объемная работа должна проводиться комиссионно, поэтому первое, с чего стоит начать, — приказ о создании комиссии по оценке рисков.

В приказе следует отразить:

После утверждения приказа комиссия сможет приступить к работе, то есть к оценке рисков и разработке соответствующих мероприятий, чтобы обеспечить безопасность и здоровье работников.

Образец приказа вы также найдете в конце статьи.

Контроль за соблюдением норм

Обучение персонала в одном центре

Планируйте обучение на год и экономьте время и деньги

Соблюдение требований охраны труда на рабочих местах со стороны работников контролирует уполномоченный профкома и комиссия по охране труда. Со стороны работодателя — комиссия административного контроля, возглавляемая руководителем учреждения или его заместителем.

Административно-общественный контроль за соблюдением требований охраны труда организуется на всех рабочих местах в соответствии с Положением о трех ступенчатом контроле, согласованным с профкомом и утвержденным приказом руководителя.

Оперативный контроль за мероприятиями по охране труда, обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, за природоохранными мероприятиями осуществляет руководитель лично или его заместитель.

Соблюдение правил личной гигиены, качество приготовления пищи, питьевой режим, санитарное состояние пищеблока, складских помещений, правильностью хранения и соблюдение сроков реализации продуктов контролирует медицинский работник.

За состоянием санитарно-гигиенических условий труда, эксплуатацией санитарно-бытовых помещений, соблюдением санитарных требований к физкультурно-оздоровительной и хозяйственной зон на территории учреждения, требований к оборудованию и мебели, водоснабжению и канализации следят органы Роспотребнадзора.

Следят за выполнением мероприятий по охране труда органы государственного контроля и надзора, техническая инспекция Общероссийского Профсоюза образования, работодатель, специалист по охране труда, уполномоченный профкома, комиссия по охране труда.

Организация оценки профессиональных рисков

Для организации выявления, оценки и управления

Что такое профессиональный риск и его оценка?

Под профессиональными рисками понимается вероятность причинения вреда здоровью работника вредными и/или опасными производственными факторами при выполнении им своих трудовых обязанностей.

Эти факторы могут быть самыми разными. В качестве примера можно привести механические опасности: падение с высоты, проколы, порезы или микроклиматические опасности: повышенные или пониженные температуры, повышенная влажность.

В Приложении N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н перечислен примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.

Работодатель должен выявить все вредные и/или опасные производственные факторы, оценить степень риска для каждого работника с учетом особенностей его деятельности, предотвратить риск, если это возможно, или снизить, если предотвратить его невозможно.

Реестр опасностей

Необходимо составить единый перечень идентифицированных опасностей, причем располагаться они должны начиная от более приоритетных к менее. Приоритетными считаются опасности с наибольшей вероятностью происшествия и самыми тяжелыми последствиями для здоровья сотрудников.

Реестр опасностей составляется в свободной форме. Целесообразно указать в нем наименование опасности, число работников или РМ, которые ей подвержены, уровень риска и интегральную оценку уровня риска.

Образец наименований опасностей есть в п. 27 Приказа Минтруда № 776н. Их удобно брать оттуда и в таком виде сразу вставлять в реестр. Не стоит делать реестр громоздким и многословным, чтобы впоследствии по нему было проще составлять план мероприятий по снижению уровней рисков.

Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков

За непроведение оценки профрисков предусмотрена административная ответственность. Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

План мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков

Из выбранных корректирующих мер составляется план мероприятий по устранению или снижению уровня профессиональных рисков. В этот план стоит включить следующие пункты:

Образец плана управления рисками можно найти в Приложении № 16 Приказа Минтруда № 926.

Стоит добавить, что после реализации мероприятий необходимо повторно провести оценку рисков, чтобы оценить эффективность принятых мер.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии

Источниками информации для выявления опасностей служат:

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков, может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Обратите внимание! В состав такой комиссии обязательно включите специалиста по охране труда, а также ведущих технических специалистов — экспертов, представителя профсоюза или другого органа работников.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще. Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ. Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков. По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке. Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Обратите внимание! Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками необходимо постоянно оценивать. Для этого нужно проводить оценку эффективности мероприятий по снижению рисков с установленной периодичностью, например, не реже 1 раза в год (в три года, в пять лет) с составлением соответствующего отчета, согласованного представительным органом работников.

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Перечень мер по исключению и снижению уровня рисков

Мероприятия по исключению и снижению рисков могут представлять собой:

Начинать выбирать корректирующие меры лучше с более приоритетных рисков, которые требуют безотлагательного вмешательства. Чем более долгосрочный риск необходимо ликвидировать, тем более высокого уровня сотрудников необходимо привлекать к разработке мер по снижению этого риска.

Например, если речь идет о рисках в ходе важного производственного процесса, которые нельзя снизить, не поменяв кардинально сам процесс, логично привлечь к разработке корректирующих мер высшее руководство.

Правительством закреплены направления госполитики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

15 августа Правительством принято постановление № 535, которым определены основные направления проведения единой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 2022 2023

В документе говорится, что ядерная и радиационная безопасность (безопасность) является высшим приоритетом при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (ИИИ) и одной из важнейших составляющих национальной безопасности Республики Беларусь, связанных с состоянием защищенности населения и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Целями разработки основных направлений проведения единой государственной политики являются закрепление совокупности основополагающих принципов обеспечения безопасности и определение ключевых направлений деятельности по их реализации для формирования единства подходов к обеспечению безопасности и совершенствованию ее инфраструктуры.

К основополагающим принципам обеспечения безопасности в том числе отнесены:

В качестве направлений реализации указанных принципов выделены, в частности:

Реализация государственной политики осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности государственных органов, организаций и граждан.

Общее руководство реализацией государственной политики осуществляет Правительство Республики Беларусь.

Постановление вступает в силу с 14 октября 2023 г.

Следите за разделом «Официальное опубликование».

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Как и для проведения спецоценки условий труда, для оценки профессиональных рисков рекомендуют сформировать комиссию. О создании комиссии необходимо подготовить и выпустить приказ.

Комиссия должна состоять из нечетного количества членов, минимум из трех. В нее могут входить специалисты по охране труда, начальники отделов и департаментов, административно-управленческие кадры, инженерный персонал, представители профсоюза и другие сотрудники. Включать в комиссию имеет смысл тех сотрудников, которые непосредственно знакомы с вопросами безопасности и с производственно-технологическими процессами.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 2022 2023

Организация охраны труда

Охрана труда в образовательном учреждении регулируется нормами действующего законодательства РФ об охране труда, НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и ЛНА работодателя.

Коллективно-договорное регулирование на паритетной основе реализуют работодатель с одной стороны и представитель работников с другой — при выполнении коллективного договора и Соглашения по охране труда.

Руководят работой по охране труда в пределах своих полномочий и занимаемых должностей:

Обязанности и ответственность работающего персонала определяются в должностных инструкциях и инструкциях по охране труда.

Основополагающим ЛНА, определяющим политику учреждения в области охраны труда, является Положение о системе управления охраной труда (СУОТ), которое распространяется на сотрудников и других лиц, которых привлекают к работе на всех рабочих местах включая территорию учреждения (п. 6. Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776н).

Политику в сфере охраны труда обеспечивает руководитель, выполняя требования государственных НПА и принятых на себя обязательств с целью:

Положение о СУОТ включает в себя план работ по охране труда и комплексной безопасности, мероприятия и порядок их выполнения, обязанности работников, управление документами, информирование работников, контроль и другие элементы системы (ст. 217 ТК РФ).

Работы по охране труда планирует комиссия по охране труда, деятельность которой регламентирует Положение о комиссии по охране труда (Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650н). В составлении плана принимает участие также специалист по охране труда. Если такого сотрудника нет, работодатель может привлечь по договору аккредитованную организацию или специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

В плане указываются мероприятия, ответственные за их проведение, сроки, выделяемые ресурсы и результат. Ответственные должны быть из состава комиссии по охране труда.

При планировании мероприятий надо учитывать ст. 214 ТК РФ и приказы Минтруда России от 29.10.2021 № 776н (п. 47, 48) и от 29.10.2021 № 771н.

Пример плана по охране труда и обеспечению комплексной безопасности

Для организаций с большой численностью необходимо распределить работающий персонал по группам безопасности, исходя из инструкций по охране труда и штатного расписания. Такой шаг позволяет снизить риски и повысить эффективность работы, а также создает условия для более качественного выполнения обязанностей членами комиссии по охране труда и руководителями предприятий.

Пример. У члена комиссии, который отвечает за организацию обучения, должны быть следующие документы:

По такому же принципу каждый член комиссии управляет документами по своему направлению работы, что делает СУОТ более оптимальной и эффективной.

Работников подрядных организаций, аутсорсеров и других лиц надо выделять в отдельную группу.

Если договор подряда заключается чаще одного раза в год, необходимо разработать положение о допуске подрядных организаций к работе на территории учреждения, в котором указать перечень документов, которые нужны для допуска, и правила организации таких работ (п. 7 Приказа № 776н).

Пример распределения работников по группам безопасности труда:

Информировать работников можно через уголок или кабинет охраны труда, деятельность которого регулируется Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, введенными Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 №7.

Вести пропаганду культуры охраны труда среди персонала работодателю помогут конкурсы, выставки, макеты, фотостенды, лекции, семинары, беседы, СМИ и другие формы.

Вопросы информированности и пропаганды рассматривают методические объединения на общих собраниях, оперативных совещаниях, заседаниях педагогического и попечительского советов образовательной организации.

Обмен информацией с вышестоящим органом управления образованием, местными и территориальными органами государственного контроля и надзора, муниципальными органами исполнительной власти, технической инспекцией Общероссийского профсоюза образования, другими структурами можно организовать в традиционной бумажной форме или в электронном формате.

Источниками информации могут быть:

Меры обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности учреждения должно быть размещено в Положении о СУОТ как отдельный раздел и приложения к нему.

Безопасность участников образовательного процесса, других лиц, находящихся в учреждении, достигается через профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение рисков для здоровья, возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций и сокращение опасностей.

Разработка документов по оценке профессиональных рисков

Несмотря на то, что проводить процедуру оценки рисков стало обязательно, в законодательстве нет четкого списка документов, которые работодатель должен иметь в ходе и в результате процедуры. Примерный список документов может выглядеть так:

Помимо этих документов, в процессе ОПР может быть и много других: заполненные опросные листы, сведения об экспертной организации, проводящей оценки профрисков (при наличии таковой), заключение с результатами процедуры, реестр средних и высоких рисков. Конечный набор зависит от выбранной методики ОПР, привлечения или не привлечения внешних специалистов и в целом от усмотрений работодателя.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 2022 2023

Выявление опасностей на рабочих местах

В отличие от многих других пунктов процедуры, для выявления опасностей есть рекомендации Минтруда РФ, зафиксированные в приказе от 31.01.2022 N 36. Основные из них касаются источников, из которых можно получить информацию об опасностях. К ним относятся:

Базовые мероприятия по управлению профрисками

Правильное управление профессиональными рисками — важный аспект обеспечения безопасности и здоровья сотрудников предприятия.

Основные этапы этой работы:

Важно иметь систематический и непрерывный подход к управлению профессиональными рисками, чтобы обеспечить безопасность и благополучие сотрудников на рабочем месте.

Организации вправе применять любую методику, указанную в ГОСТе или международных стандартах, или даже авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам. Для методической и практической помощи Минтруд разработал рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и снижению уровней таких рисков (Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926).

Выбирать методы работодатель должен с учетом характера своей деятельности и сложности операций. При этом он может использовать разные методы оценки для разных процессов и операций.

Приказ Минтруда № 776н можно использовать в качестве руководства при разработке собственных методов оценки.

Обратите внимание: работодатели должны учитывать мнение представителей работников при проведении оценки рисков. Это способствует вовлечению работников в процесс оценки и повышению эффективности управления профессиональными рисками.Хотя Приказ Минтруда № 776н не содержит такой же детализации, как Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, он все равно обязывает работодателей проводить оценку и принимать меры по управлению профессиональными рисками.

Порядок оценки профессиональных рисков кратко определен, но не предоставляются перечень, форма и содержание документов по этой процедуре. Для более подробной и конкретной оценки профессиональных рисков необходимо разработать локальные нормативные акты организации, такие как Положение по оценке профессиональных рисков.

Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Оценка рисков должна проводиться в четыре этапа: подготовка, выявление опасностей, собственно оценка и управление профессиональными рисками. Каждый из них важно полностью пройти, потому что он будет являться базой для следующего.

В первый этап, как следует из его названия, входит в основном подготовка процедурных документов. Необходимо сделать следующее.

Во время второго этапа работодатель выявляет опасности на рабочих местах (РМ). Необходимо:

Третий этап – непосредственно оценка рисков. Здесь нужно выбрать метод оценки профрисков, определить их степень и допустимость, оценить профессиональные риски и составить карты рисков для каждого рабочего места.

Последний, четвертый этап предназначен для управления рисками. Нужно составить план мероприятий, которые позволят снизить или полностью устранить риск и – самое главное – реализовать эти мероприятия.

Помните, что даже после завершения четвертого этапа работа над ОПР не заканчивается. Ответственный работодатель постоянно контролирует безопасность рабочего процесса и стремится вовремя снизить вероятность травм, заболеваний и несчастных случаев для своих сотрудников. В соответствии с проактивным подходом к безопасности работодатель старается не только минимизировать уже существующие риски, но и предотвратить возникновение новых.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 2022 2023

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Оценка профессиональных рисков в 2023 – что необходимо знать

В 2022 году оценка профессиональных рисков (ОПР) на рабочих местах стала обязательной процедурой для всех работодателей в РФ. Статья 214 ТК РФ обязала всех работодателей в РФ систематически выявлять опасности и профессиональные риски (ПР), регулярно их анализировать и оценивать.

В рамках риск-ориентированного подхода к бизнесу многие российские предприятия проводили оценку рисков и до 2022 года. Однако теперь эта процедура по охране труда получила законодательные обязательства. Рассмотрим подробнее основные из них.

Оцените статью