Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:
Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.
- Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
- Административно-общественный контроль
- Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
- Ведомственный контроль
- Государственный контроль
- Уголовная ответственность
- Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
- Материальная ответственность
- Работодателя
- Дисциплинарная ответственность
- Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
- Извините за доставленные неудобства
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение работником требований охраны труда
- Гражданско-правовая ответственность
- Административная ответственность
- Какие требования охраны труда проверяют
- Организационные мероприятия
- Требования, обеспечивающие безопасный труд работников
- Обязанности по обучению сотрудников в области охраны труда
- Обязанности работодателя по взаимодействию с контрольными органами
- Санитарно-гигиенические требования
- Обеспечение мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
К основным видам контроля на рабочих местах относят:
Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.
Административно-общественный контроль
Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:
Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.
Форма журнала 1-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля
Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.
Основные разделы акта:
Правила оформления акта:
Форма акта 3-й ступени контроля
Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.
Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.
Государственный контроль
Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:
Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.
Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.
Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.
Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.
Форма представления уполномоченного по охране труда
Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.
Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.
Уголовная ответственность
За нарушение требований охраны труда виновное должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 УК.
Это касается, в частности, руководителя организации, специалиста службы охраны труда, то есть лица, на которое возложены обязанности по соблюдению требований охраны (п. 4 постановления Пленума ВС от 29.11.2018 № 41).
Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то виновному грозит:
Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть человека, то виновному грозят:
Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, то виновному грозят:
Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.
В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок.
Форма графика контроля состояния и условий охраны труда
Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.
Материальная ответственность
Работники, причинившие прямой действительный ущерб организации в результате допущенных ими нарушений требований охраны труда, привлекаются к материальной ответственности.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК).
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
К прямому действительному ущербу можно, например, отнести порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества, суммы уплаченного штрафа (письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).
В соответствии с частью 1 статьи 248 ТК взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Согласно части 4 статьи 248 ТК работник может добровольно возместить ущерб полностью или частично. Это означает, что работник выплачивает работодателю из личных средств сумму причиненного ущерба в полном размере или определенную его часть.
Оставшуюся сумму работодатель удерживает из заработной платы работника в размере 20% вплоть до окончательного возмещения ущерба. Работник и работодатель могут также договориться о возмещении ущерба с рассрочкой платежа.
Распоряжение о взыскании ущерба может быть сделано не позднее месяца со дня, как работодатель окончательно установит его размер.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок, то взыскание может осуществить только суд (ч. 2 ст. 248 ТК).
Сотрудник несет полную материальную ответственность, то есть возмещает урон в полном объеме вне зависимости от размера заработка, если причинил ущерб (ст. 243 ТК):
Работодателя
Нести материальную ответственность может и работодатель. В частности, сотрудник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК, п. 46 постановления Пленума ВС № 33).
В пункте 46 постановления Пленума ВС № 33 среди неправомерных действий или бездействия работодателя, при которых работник в силу ст. 237 ТК имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав, прямо указано необеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обязанность работодателя возместить работнику моральный вред наступает при следующих обстоятельствах:
Моральный вред, причиненный сотруднику, компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон.
Если работник в переговорах с работодателем не смог договориться о необходимости компенсации морального вреда или стороны не достигли соглашения о ее размере, то работник имеет право обратиться в суд.
Судебные органы вправе удовлетворить требования сотрудника, если будет доказан факт виновного причинения ему работодателем морального вреда.
В этом случае размер возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237, ч. 3 ст. 392 ТК).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом, в том числе тяжести причиненных работнику нравственных и физических страданий, индивидуальных особенностей его личности, значимости для работника нематериальных благ, объема их нарушения, формы и степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав (пп. 25, 26, 47 постановления Пленума ВС № 33).
Дисциплинарная ответственность
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, к нему можно применить 3 вида взысканий (ч. 1 ст. 192 ТК):
К дисциплинарной ответственности можно привлечь за несоблюдение требований охраны труда и иных обязанностей в области охраны труда, перечисленных, в частности, в ст. 214 ТК.
В том числе возможно и увольнение по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК, если нарушение требований охраны труда повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу их наступления (ч. 1, 3 ст. 192, ст. 419 ТК).
Применение наказания именно в виде увольнения – право, а не обязанность работодателя. Поэтому он может ограничиться выговором или замечанием либо вообще не применять взыскание к работнику.
При выявлении факта нарушения требований охраны труда работодатель обязан организовать расследование, которое может проводиться либо комиссией, либо уполномоченным по охране труда (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).
По аналогии с комиссией по расследованию несчастных случаев (ст. 229 ТК) комиссия по расследованию нарушения требований охраны труда создается в составе не менее 3 человек.
В нее включают работника службы охраны труда либо лицо, ответственное за охрану труда (если такой службы нет), а также представителей профсоюзной организации (при ее наличии).
В приказе о создании комиссии указывают фамилии и должности работников, включенных в ее состав, цель, дату создания комиссии и срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия комиссии.
Комиссия вправе требовать объяснения от подозреваемых в проступке работников, а при отказе в их представлении составить соответствующий акт. Если такие объяснения получены в ходе расследования, то повторно требовать их при наложении взыскания не нужно.
В компаниях с численностью работников не более 50 человек контроль за охраной труда может осуществлять специалист по охране труда, а при его отсутствии – иной уполномоченный работник (ст. 223 ТК). ,
В таком случае расследование нарушения требований охраны труда можно проводить без образования комиссии. Но такое допустимо, только если нарушение не повлекло несчастного случая – происшествия, в результате которого пострадали люди. Несчастный случай всегда расследуется комиссией (ст. 229 ТК).
Полномочия работника, отвечающего за охрану труда, на расследование случаев нарушения требований охраны труда должны быть зафиксированы в трудовом договоре или должностной инструкции.
В связи с этим издавать отдельный приказ о проведении расследования по каждому конкретному случаю необязательно.
Все действия членов комиссии или уполномоченного по охране труда и полученные в ходе расследования сведения оформляют актами, справками. Итоговый результат работы отражается в акте.
Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно.
В акте нужно отразить:
Если тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) не наступили, но действия работников вызвали угрозу их возникновения, в акте нужно указать, какие именно последствия могли наступить и на основании чего сделан данный вывод.
При этом необходимо раскрыть причинно-следственную связь между действием (бездействием) работника и возможными последствиями.
Акт подписывается членами комиссии или уполномоченным по охране труда. Работника, вина которого установлена, нужно ознакомить с содержанием документа под подпись.
В случае его отказа или уклонения от подписи составляется соответствующий акт.
До издания приказа о применении дисциплинарного взыскания за нарушение требований охраны труда от работника нужно потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК).
Таким образом, работнику предоставляется возможность указать на причины проступка. ТК не уточняет, в какой именно форме нужно затребовать данное объяснение.
Поэтому если работник готов представить объяснительную записку, то письменное уведомление о необходимости представить объяснение можно не оформлять.
Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить письменно и вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи необходимо составить соответствующий акт.
Если по истечении двух рабочих дней со дня предъявления требования работник не представил объяснений, то оформляется соответствующий акт (ст. 193 ТК).
В случае представления работником объяснительной записки дальнейшие действия работодателя зависят от того, какие причины проступка в ней указаны.
Если работодатель сочтет их уважительными, то взыскание к работнику не применяется. В противном случае объяснительная записка становится одним из оснований для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
После получения объяснительной записки или составления акта о том, что по истечении двух рабочих дней работник объяснение не представил, можно оформлять приказ о применении дисциплинарного взыскания.
При этом вопрос о том, какое именно наказание применить в данном случае, работодатель решает самостоятельно.
Издать приказ о применении дисциплинарного взыскания можно, только если со дня совершения проступка прошло не более 6 месяцев, а со дня его обнаружения – не более одного (ст. 193 ТК).
При этом днем обнаружения проступка считается день, когда об этом проступке стало известно непосредственному руководителю работника. И неважно, есть ли у этого руководителя право применять дисциплинарное взыскание (п. 34 постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).
Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.
Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.
Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда
Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.
Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.
Извините за доставленные неудобства
На основании ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к основным обязанностям работодателя относится обеспечение безопасности условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ требования охраны труда включают в себя государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного и более лиц.
Максимальное наказание по данной статье составляет до пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Дата изменения: 19.06.2023 16:44:07
Количество показов: 5938
Возврат к списку
Какая ответственность предусмотрена за нарушение работником требований охраны труда
За нарушения требований охраны труда работника могут привлечь к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.
О правилах и условиях привлечения к каждой из них мы рассказали выше.
Гражданско-правовая ответственность
По общему правилу возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в том числе при нарушении работодателем правил охраны труда, осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 8 ст. 216.1 ТК).
Обеспечение по страхованию осуществляется в виде (ст. 8 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ):
Административная ответственность
Виды и размеры административных наказаний за нарушение требований охраны труда устанавливает ст. 5.27.1 КоАП.
Для удобства представим их в виде таблицы.
Какие требования охраны труда проверяют
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 ТК).
Среди требований в области охраны труда, которые должен соблюдать работодатель и которые, соответственно, проверяет ГИТ, можно выделить выполнение:
Организационные мероприятия
К организационным мероприятиям в области охраны труда на предприятии относятся:
Для этого работодатель обязан, в частности, утвердитьлокальный нормативный акт, в котором нужно установить структуру и порядок функционирования СУОТ.
Документ принимается с учетом примерного положения (п. 1 примерного положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н).
Порядок ее проведения установлен законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ содержится в приложении № 1 к примерному положению.
При этом учитывается мнение выборного органа первичной профорганизации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов.
К таким актам относятся правила и инструкции по охране труда. При их разработке нужно руководствоваться основными требованиями, утвержденными приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.
Перечень правил и инструкций работодатель определяет самостоятельно (п. 4 основных требований).
Требования, обеспечивающие безопасный труд работников
К требованиям, гарантирующим безопасный труд работников, относятся:
Обязанности по обучению сотрудников в области охраны труда
Работодатель обязан организовать обучение охране труда, включая, например, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Обучать и проверять знания необходимо у всех сотрудников, включая руководителя организации (ч. 1 ст. 219 ТК).
Обучение осуществляется в ходе проведения:
Минтруд рекомендует обращать внимание работников на необходимость готовиться к проверке полученных знаний.
Сотрудники с неудовлетворительными результатами отстраняются от работы (не допускаются к ней).
В течение 30 календарных дней со дня проверки они повторно направляются на проверку знания требований охраны труда (ч. 1 ст. 76 ТК, п. 79 правил № 2464, п. 10 письма Минтруда от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333).
Обязанности работодателя по взаимодействию с контрольными органами
Работодатель должен сообщать сотрудникам:
Если по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте отнесены к опасному классу, незамедлительно нужно проинформировать об этом сотрудника (ч. 3 ст. 216.2 ТК). По общему правилу трудиться в таких условиях запрещено.
Однако на некоторые виды работ данный запрет не распространяется (ч. 1, 7 ст. 214.1 ТК). Например, это касается полетов на воздушных судах экспериментальной авиации, управления санитарным автомобилем класса «B» и «C» (пп. 14, 15 перечня, утвержденного Распоряжением Правительства от 04.12.2021 № 3455-р).
Работодатель должен вести реестр нормативных правовых актов с требованиями охраны труда, связанными со спецификой деятельности.
Делать это можно на бумаге или в электронном виде. Работодатель должен обеспечить сотрудникам доступ к актуальным редакциям таких актов.
Санитарно-гигиенические требования
К таким требованиям относятся следующие мероприятия.
На время их прохождения за сотрудниками нужно сохранить место работы (должность) и средний заработок.
В частности, работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, организовать посты для оказания первой помощи (ч. 1 ст. 216.3 ТК).
Обеспечение мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Безопасность условий труда требует от работодателя обеспечения мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. 4 п. 2 ст. 17 закона № 125-ФЗ).
Например, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны иметь необходимые средства индивидуальной защиты (ст. 214 ТК).
Правила финансового обеспечения предупредительных мер утверждены приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н.
Эти меры страхователь финансирует за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств СФР (п. 2 правил № 467н).
Максимальная сумма возмещения – 20% взносов на травматизм, начисленных за предыдущий календарный год.
Она увеличивается до 30%, если были дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.





