Что такое пилотный проект
Пилотный проект — это временный проект по тестированию ограниченной функциональности продуктов или инноваций, которые компания хочет интегрировать в свою деятельность. Его основная цель — проверить жизнеспособность идеи, оценить перспективы и эффект от внедрения нового интеллектуального сервиса.
Крупная компания с множеством дочерних организаций может протестировать сервис, внедрив его в одну из компаний, а после — масштабировать на весь бизнес. Компания получает испытательную площадку, где можно посмотреть, как ИИ будет функционировать в реальной среде, понять его преимущества и выявить потенциальные ограничения.
Обычно пилотный проект занимает 2–3 месяца. Этого достаточно, чтобы достичь измеримых результатов и оценить их. Стоимость пилота, как правило, составляет 10–20% от стоимости всего проекта.
Пилотные проекты находят применение в совершенно различных сферах. Например, «Дом.РФ» запустил пилот на базе российской нейросети. Благодаря этому проекту госструктуры и организации смогут создавать чат-боты и умных помощников, генерировать и структурировать текстовую информацию, осуществлять предиктивную аналитику. А «Норникель» поделился результатами запуска собственного пилота, который поможет повысить безопасность на предприятии.
Пилоты могут помочь и в решении вопросов на уровне администрации города. Например, в Нью-Йорке стартует пилотный проект по разработке общегородского чат-бота, он поможет с открытием и ведением бизнеса.
Преимущества пилота
Оценка идеи. Пилотные проекты помогают компаниям проверить, насколько эффективными могут быть инструменты, которые они собираются внедрить. Это особенно важно для интеграции новых технологий, таких как ИИ. С помощью пилотного проекта руководители могут определить, действительно ли ЦА решения заинтересована в продукте, а также получить более точное представление о том, как он повлияет на бизнес-процессы компании. Это поможет принять обоснованное решение, стоит ли тратить время и деньги на внедрение технологии, а также доработать идею сервиса и стратегию его интеграции в бизнес-процессы.
Анализ готовности к внедрению. Пилотные проекты позволяют организациям подготовить среду для внедрения ИИ. Поскольку алгоритмы обучаются на большом массиве данных, перед запуском полноценного проекта необходимо понять, достаточно ли в компании репрезентативных датасетов для обучения моделей под специфику конкретного решения. Также нужно изучить условия конфиденциальности этих данных — возможно, их потребуется обезличить.
Более того: пилотные проекты позволяют проверить команды и избежать ошибки в выборе вендора, который будет разрабатывать и внедрять ИИ-решение.
Определение реалистичных сроков и бюджета. Заранее оценить бюджет и сроки внедрения ИИ-проектов может быть непросто, особенно при внедрении новых технологий. Пилотный проект позволяет бизнесу измерить эти показатели на небольшом масштабе, а после — экстраполировать стоимость и время интеграции решения на полноценный проект.
Проведение пилотного проекта одинаково важно и для клиентов, и для исполнителей. Верификация концепции позволит убедиться в ее применимости и эффективности в конкретной компании, а значит, сократить риск репутационных издержек. Также в рамках пилотного проекта вендор может более точно оценить проект, его сложность и специфику, убедиться в реализуемости проекта с выбранными технологиями и понять ограничения. Как правило, внедрение ИИ-решения без пилотного проекта возможно, если между клиентом и исполнителем есть полное взаимопонимание в целях, задачах, ходе реализации и ожидаемых результатах решения.
Как провести пилот эффективно
Определите границы пилотного проекта. Во время реализации пилота важно держать в фокусе весь проект целиком, но при этом четко понимать, из каких отдельных бизнес-процессов он состоит. Это необходимо, чтобы обозначить границы пилотного проекта и объем функциональности, который будет реализован на этом этапе.
Основная задача — выделить часть из основного проекта, на которой команда сможет показать максимальную эффективность ИИ-решения с минимальными издержками и рисками, а также сравнить результаты с текущим подходом к процессу. Поэтому границы пилота будут сильно зависеть от специфики компании и поставленной проблемы.
Пример из практики: заказчик — крупная производственная компания, которая регулярно проверяет договоры с поставщиками на предмет выявления рисков и соответствия внутренним чек-листам. Например, на наличие оговорок и штрафных санкций. Но компания решила внедрить ИИ, чтобы снять с юристов рутинную работу по вычитке документов. На стадии планирования пилота выявили, что в компании всего 10 типов договоров и около 50 видов рисков, а на проверку одного договора специалист тратит в среднем 45 минут. Поскольку каждый риск — это отдельная модель с фиксированной стоимостью разработки и обучения, в качестве ограничения пилотного проекта можно выбрать один тип договора с 15 рисками. Это позволит продемонстрировать возможности инструмента и оценить его.
Определите ключевые метрики. Главный показатель успеха — решение поставленных задач компанией. Перед началом пилота важно договориться, по каким критериям будет оценена успешность завершения проекта и принято решение по его масштабированию.
Метрики могут быть самыми разными, в зависимости от специфики решения, но в совокупности они должны отражать общую эффективность предлагаемых изменений.
Помимо метрик оценки работы интеллектуальных моделей — точность, полнота и др. — важно учитывать метрики изменения бизнес-процесса в сравнении с текущим подходом. Это могут быть показатели трудозатратности, время на выстраивание процесса, процент возникновения ошибок. Совокупность этих метрик позволит посчитать экономическую эффективность от внедрения и учесть весь кумулятивный эффект.
Как правило, интеграция ИИ — это инвестиционный проект, который принесет прибыль в будущем. В силу специфики некоторых проектов бывает сложно провести точный расчет окупаемости инвестиций (ROI), однако он продемонстрирует, насколько оправдано вложение средств на разработку продукта.
Например, в рассмотренном выше кейсе проверки договоров в крупной компании метриками для оценки успешности пилотного проекта могут быть: сокращение времени на проверку одного договора, время на разработку и обучение 15 рисковых моделей, ожидаемый ROI на пять лет. Опираясь на результаты пилота, участники смогут посчитать затраты и ожидаемый эффект и принять решение о дальнейшем масштабировании проекта.
Вовлекайте заинтересованные стороны. Привлечение заинтересованных сторон поможет собрать обратную связь о внедряемой системе, а также обеспечить широкую поддержку интеграции ИИ в будущем.
В компании должен быть лидер, заинтересованный в создании решения и способный сформулировать запрос бизнеса, а после — оценить результаты. Также важно распределить роли внутри команды и зафиксировать зоны ответственности. Как правило, заинтересованные лица со стороны бизнеса — это:
Соберите обратную связь и анализируйте. На этапе пилота важно фиксировать и анализировать сложности, с которыми сталкивается команда при внедрении решения. Постоянный сбор обратной связи от всех заинтересованных сторон — конечных пользователей, персонала, заказчика — поможет принять решение относительно масштабирования проекта и дальнейших инвестиций в технологию, а также выявить проблемы и внести необходимые корректировки до начала внедрения. Например, доработать концепцию, изменить функциональность, запланировать обучение персонала.
В прошлом году Рослесхоз запустил в Пермском крае пилотный проект системы на основе ИИ для автоматизации контроля за перемещением дерева. Эксперимент позволил рабочей группе подтвердить эффективность технологии и определить ключевые направления для дальнейшей работы: дополнительное обучение алгоритмов и распространение программы по всей России.
Проведение пилотного проекта перед полномасштабным внедрением ИИ — это стратегический обоснованный подход, который обеспечивает принятие взвешенных решений и снижение рисков. Благодаря пилотам компании могут снизить риски и проложить путь к успешному полномасштабному внедрению.
Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года.
Участники пилота — шесть ведущих российских университетов: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому.
Суть «пилота» в переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. То есть вместо бакалавриата и специалитета в вузах появится базовое основное образование, а магистратура станет специализированным уровнем для углубленного изучения выбранного профиля. Третий уровень — аспирантура.
Эти шесть вузов начнут переход на новую систему высшего образования уже в этом году
Что изменится для абитуриентов?
Министр добавил, что и те, кто уже учится, и те, кто будут поступать в «пилотные» вузы, не столкнутся со сложностями.
Лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут распространены на другие университеты.
Напомним основные моменты пилотного проекта:
В будущем изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, «бакалавр», и направление подготовки, без сроков обучения. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации. Все это сделает диплом документом, более понятным и полезным для работодателя.
Вузы-пилоты будут обучать по новым принципам на основании имеющихся у них лицензий на ведение образовательной деятельности и госаккредитации. До 30 июня 2023 года они должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и соответствующие образовательные программы.
Важно: на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта:
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:
Зачем потребовался пилотный проект по переходу на новую систему образования
Он стартует в шести вузах и будет добровольным для абитуриентов
Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в будущем учебном году (2023/24), а также в следующем за ним (2025/26) пилотного проекта, который будет направлен на реформу высшего образования.
Пилотный проект предусматривает три уровня обучения: базовое высшее (срок освоения от четырех до шести лет), специализированное высшее (освоение от года до трех), а также аспирантура. На уровне специализированного уровня также будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры. Обучающиеся по новым уровням получат те же права и соцгарантий, которые есть у учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Выпускники специалитета получат возможность обучаться по программам магистратуры специализированного высшего образования, но это не будет считаться получением второго высшего. Сам пилот будет реализовываться на базе шести университетов: БФУ им. Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургского горного университета, а также ТГУ. «Ведомости» направили запросы в вузы.
Участникам пилотного проекта, в том числе самим вузам, поручено разработать и утвердить до 30 июня образовательные стандарты новых образовательных уровней и в эту кампанию начать принимать на них абитуриентов наряду с программами бакалавриата, специалитета и т. д.
Правительству, в свою очередь, поручено также в двухмесячный срок определить порядок перераспределения участниками пилота бюджетных мест. Минобрнауки должно выдавать студентам, которые успешно завершат обучение, дипломы нового образца, которые давали бы право заниматься профессиональной деятельностью.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков, выступая на пресс-конференции, посвященной запуску приемной кампании в вузы 2023/24 гг., заверял, что кампания «пройдет по хорошо знакомым правилам», а все изменения последуют не раньше 2024 г. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу министерства.
Фальков, отвечая на вопрос журналистов на Петербургском международном юридическом форуме, пояснил, что у вузов – участников проекта будет возможность поработать как по уже действующим программам, так и по новым. «И тех, кто обучается, и тех, кто поступает в этом году. Это зависит от университета. Им предоставлена возможность поработать и с теми программами, которые уже идут, и с теми, на которые будут набирать», – сказал министр.
По его словам, запуск эксперимента позволит обозначенным в президентском указе вузам поработать над своими программами, а также сроками обучения. «Где было четыре года, может быть пять лет, где магистратура была два года – может быть один. В зависимости от потребности работодателя вузы могут оперативно эту работу сделать», – подчеркнул Фальков. Министр заверил, что кардинально сильных отличий в учебном процессе не будет ни с точки зрения ЕГЭ, ни с точки зрения других принципиальных моментов.
Без заинтересованности со стороны самих вузов этот указ вряд ли мог бы состояться, пояснила профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, вузы не будут разрабатывать за два месяца новые образовательные стандарты, а возьмут собственные уже имеющиеся и представят их министерству.
Скорее всего, эти вузы уже предложили свои концепции в министерство до указа, в противном случае эти университеты участниками пилота не оказались бы, считает научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Алексей Железнов. Он также напомнил, что вузы в обычное время должны готовить большое число документации, если они хотят запустить новую образовательную программу. «Скорее всего, вузы смогут перевести на новую систему образования лишь часть своих программ, так как два месяца – это крайне мало», – указывает он.
Железнов также считает, что повсеместного перехода на новую систему образования в 2024 г. не будет. «Другие вузы, вероятно, совершат переход только в 2026 г., после окончания пилота, так за два года его действия будут установлены юридические, методические и другие аспекты реформы», – говорит Абанкина.
Ректор МАИ Михаил Погосян считает, что реформа повысит эффективность и более четко структурирует подготовку кадров по различным направлениям, исключив одновременную реализацию одних и тех же образовательных программ в форматах и бакалавриата, и специалитета. На первом этапе внедрения пилотного проекта в 2023/24 учебном году МАИ трансформирует программы в области авиационной и ракетно-космической техники на программы базового высшего образования длительностью 5,5 года, рассказал он.
«Мы находимся в тесном взаимодействии с предприятиями аэрокосмической отрасли по формированию новой образовательной среды и подготовке кадров под перспективные программы индустрии. Новая система образования позволит нам реализовать эти подходы и готовить команды инженеров и лидеров изменений, имеющих не только базовые знания, но и практические навыки», – сообщил Погосян.
В подготовке материала участвовала Анастасия Майер





