- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНПИН 1. 3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28. 2021 N 2
- Часто задаваемые вопросы о школьных нормах СанПиН — 2024
- Что такое СанПиН и что они регулируют в школе?
- Обязательно ли исполнять предписания СанПиН?
- Что будет за неисполнение санитарных норм?
- Требования к организации образовательного процесса
- Школьные нормы СанПиН — 2024 относительно маркировки мебели
- FAQ (вопрос-ответ)
- Сколько раз в день должна проводиться влажная уборка?
- Какие электронные средства обучения допускаются и каковы особенности их использования?
- Требования к организациям воспитания и обучения
- ИЗМЕНЕНИЯ В САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНПИН 1. 3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
- Школьные нормы СанПиН 2024 относительно учебников
- Требования к учебникам
- Требования в отношении отдельных видов осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности.
- Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям
- Требования к территории
- Требования к помещениям
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНПИН 1. 3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28. 2021 N 2
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), постановляю:
Утвердить прилагаемые изменения в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296).
Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.12.2022 N 24
Часто задаваемые вопросы о школьных нормах СанПиН — 2024
Отвечаем на популярные вопросы.
Что такое СанПиН и что они регулируют в школе?
СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) — это стандарты, которые устанавливаются на государственном уровне для обеспечения благополучия людей в разных областях жизнедеятельности. Что касается школы, СанПиН в 2024 году устанавливает требования к внешнему виду учеников, учебным принадлежностям, к самим школьным учреждениям, работе столовых, территории вокруг учреждения.
Обязательно ли исполнять предписания СанПиН?
Они обязательны к исполнению как обычными гражданами, так и предпринимателями.
Что будет за неисполнение санитарных норм?
За несоблюдение установленных обязательных правил и требований в 2024 году предусмотрена административная ответственность в соответствии с действующей редакцией Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, например, штрафы, а также уголовная ответственность за злостное уклонение от исправления допущенных нарушений, например, исправительные или обязательные работы для руководства образовательного учреждения.
Поэтому руководители образовательных организаций как никто другой заинтересованы в полном соблюдении правил и норм с целью обеспечения надлежащего уровня комфорта и безопасности учащихся и персонала.
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила обновляются каждый год с учетом изменения обстановки в стране. Роспотребнадзор является контролирующим органом, поэтому в случае выявления нарушений именно он обязывает ответственных должностных лиц принять меры по их устранению.
Примечательно, что основной свод правил и требований остается неизменным из года в год, но они постоянно дополняются, поэтому рекомендуется использовать в работе только актуальную редакцию. Ознакомиться с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами можно на информационных ресурсах Роспотребнадзора. Они находятся в открытом доступе для всех желающих.
Материал основан на следующих источниках:
Требования к организации образовательного процесса
Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Отметим, если ранее определение объема домашних заданий осуществлялось педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами, то с нового учебного года упоминание об участии в этом процессе педагогов исключили из соответствующей нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. Теперь в ней говорится только о необходимости придерживаться нормативов, установленных СП и СанПиН, и учитывать возрастные, психофизические особенности, способности и интересы обучающихся.
Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).
Интересно, что закрепленные в ранее действовавших СП нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в действующие санитарные правила не попали. В настоящее время при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).
В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.
Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Кстати, не все родители школьников знают, что на федеральном уровне установлен перечень современных средств обучения и воспитания, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, которыми школы должны быть обеспечены за счет бюджетных средств, а не средств родителей. В этом списке, например, принтеры, ноутбуки, раздаточные карточки, словари, справочники, мячи для физкультуры и т. д. Расходы на закупку указанных в перечне средств обучения и воспитания возмещаются за счет предоставляемых регионам субсидий из федерального бюджета. Приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. № 804 определен и норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания – 198 тыс. руб. Эти нормы актуальны как при запуске новых школ, так и для действующих образовательных организаций, вводящих дополнительные места для обучающихся. Они нацелены на содействие созданию и создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования в рамках реализации госпрограммы РФ «Развитие образования».
Школьные нормы СанПиН — 2024 относительно маркировки мебели
Вся мебель в школе имеет цветовую маркировку — она наносится в зависимости от роста детей, которые будут пользоваться стульями, столами и партами. Педагоги должны отслеживать перемещение мебели в классах, где они проводят занятия.
Классные руководители самостоятельно определяют рассадку детей. Ученики, которые имеют проблемы со зрением или слухом, должны занимать места, ближе других расположенные к доске или столу учителя. Высоких детей обычно сажают на задние ряды, однако если высокий ребенок имеет проблемы со зрением или слухом, его нужно посадить на крайний ряд. Один раз в четверть учащихся следует пересаживать, для профилактики заболеваний глаз и спины. Для детей-инвалидов, обучающихся в школе, должна быть предусмотрена специальная мебель.

Замена стульев табуретами не допускается, так же, как и скамейками. Скамейки в школе могут использоваться только гимнастические для спортивного зала.
FAQ (вопрос-ответ)
По нормам СанПиН температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20°С.
Сколько раз в день должна проводиться влажная уборка?
Все помещения в учебном заведении подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборка проводится после окончания занятий, если учеников нет, а при организации обучения в несколько смен — по окончании каждой смены, спортивные залы моются минимум 2 раза в день.
Какие электронные средства обучения допускаются и каковы особенности их использования?
К использованию допускается интерактивная доска, которая расположена на фронтальной части кабинета по центру и должна иметь матовую поверхность. Также допускается использование компьютеров, прошедших сертификацию соответствия по нормам СанПиН.
Требования к организациям воспитания и обучения
Все требования направлены на контроль процесса обучения и предоставления качественных услуг во время него.
Размещение образовательных учреждений должно быть строго соблюдено:
В самом помещении есть свои правила, но уже и для самих работников:
Также правила касаются и организации питания:
В образовательных учреждениях туалеты должны быть на каждом этаже и с разделением для девочек и мальчиков. Такие помещения оборудованы несколькими кабинками с дверью и умывальниками. Также контролируется обеспечение мылом, бумажными полотенцами и туалетной бумагой.
Образовательное учреждение обязано обеспечить учащихся питьевой водой — фонтанчики или кулеры.
В первую очередь, в образовательных учреждениях, будь то школа или детский сад, должно быть обязательно тепло зимой, и не жарко летом. То есть имеется отопление и хорошая вентиляция, особенно в классах, где проводятся лабораторные работы с применением физических и химических материалов.
Мебель регулярно моется и обрабатывается теплой водой с моющим средством.
В классах окна должны быть с функцией проветривания, которое производится между занятиями. Также учебные помещения имеют хорошее освещение в течение всего дня.
Обязательным условием также является наличие холодной и горячей воды. Если по каким-то причинам отсутствует горячее водоснабжение, то должен быть водонагреватель.
ИЗМЕНЕНИЯ В САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНПИН 1. 3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
Заголовок главы VII изложить в следующей редакции:
«VII. Гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и профессионального образования, электронным учебным изданиям».
Во втором предложении пункта 196 слово «взрослых» заменить словами «профессионального образования».
Заголовок «Гигиенические требования к книжным, журнальным и газетным изданиям», приведенный перед пунктом 252, изложить в следующей редакции:
«Гигиенические требования к печатным учебным изданиям и пособиям для обучающихся среднего профессионального и высшего образования».
Пункт 252 изложить в следующей редакции:
Учебные, научные издания (пособия) относятся к первой категории (далее — первая категория). Справочные, производственно-практические издания (пособия) относятся ко второй категории (далее — вторая категория).».
Пункты 274 — 300, таблицы 7.15 — 7.21 признать утратившими силу.
В таблице 7.13:
слова «Литературно-художественные и учебные» заменить словами «Учебные»;
строку «Научно-популярные и популярные» признать утратившей силу.
Школьные нормы СанПиН 2024 относительно учебников
Школьные нормы СанПиН 2024 года в отношении печатных учебных изданий для детей устанавливают следующие ограничения.

К начальной школе устанавливаются более жесткие требования, например, к прописям они достаточно конкретизированы.
В соответствии с п. 213 СанПиН 1.2.3685-21 установлены определенные запреты на нечеткую печать текста, с применением шрифтов узкого начертания, двухколонного набора текста (исключением является печать стихотворений); применение цветных красок на цветном фоне. Не допускаются учебники с другими дефектами, такими, как непропечатанный, смазанный текст, пятна, царапины, сдвоенная печать, а также склеивание страниц и повреждение текста и иллюстраций при раскрывании книги.
Требования к учебникам
Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:
Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.
Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).
Требования в отношении отдельных видов осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности.
Для каждого учреждения есть свои правила. Мы рассмотрим нормы для школ, указанные в Постановлении.
В течение процесса обучения следует помнить:
По новому постановлению, столовое помещение разрешается использовать как актовый зал, а в библиотеках допускается проведение уроков, если по каким-либо причинам нет свободных кабинетов.
Также допускается использование переносных обогревателей, но ни в коем случае — приборов с инфракрасным излучением.
Изменения коснулись и использования мобильных устройств — во время учебного процесса они запрещены и должны находиться в рюкзаках или сумках учащихся.
Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство продолжает курс на обеспечение безопасных условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством нормативного закрепления и поддержания в актуальной редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Установленные требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.
Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Документы по теме:
Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям
Организации, занимающиеся управлением жилыми домами, должны соблюдать определенные правила санитарного законодательства в части содержания дома и его территории для комфортного и безопасного проживания населения.
Все жилые дома должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С. На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов с жилыми комнатами. Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной.
Проживание в жилых домах должно соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для микроклимата, освещенности, инсоляции, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест, согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Многоквартирные жилые дома должны быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение, ежедневно убираться, поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С.
Расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.
Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах.
По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают.
При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками.
Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом, не реже чем 1 раз в месяц.
Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения.
Влажная уборка мусороприемной камеры с применением дезинфицирующих средств должна осуществляться по мере загрязнения, но не реже чем 1 раз в неделю.
Удаление твердых коммунальных отходов из мусороприемной камеры должно проводиться ежедневно.
На территории жилых домов запрещена мойка транспортных средств, слив топлива и масел, регулировка звуковых сигналов, тормозов и двигателей.
Погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять:
Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Соблюдайте правила санитарного законодательства, тогда жильцы, проживающие под управлением вашего дома, будут довольны и чувствовать себя комфортно и безопасно.
Требования к территории
Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны действовавшим до 1 января 2021 года. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
При этом начиная с 2021 года действует требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).
Часть требований касается собственной территории образовательных организаций – например, через нее не допускается проводить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).
При этом не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее действовавший СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – в настоящее время оговорки в отношении них в тексте правил нет.
Конкретного указания на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора в правилах не имеется. Ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, а теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. При этом разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).
В СП идет речь и о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).
У общеобразовательных организаций имеется возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).
Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).
Требования к помещениям
Нормы санитарных правил предусматривают требования к:
При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м/рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Отметим, от площади учебных кабинетов и расстановки в нем мебели напрямую зависит определение допустимого количества обучающихся в классе – должны быть соблюдены нормы площади на одного обучающегося и требования к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115, п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Так, расчет площади учебных кабинетов исходит из того, что на одного обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий – не менее 3,5 кв. м площади, не занятой мебелью для хранения учебников и оборудования. В этот расчет также не включается рабочее место учителя (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах запрещено действующими правилами противопожарного режима (п. 91 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479).
Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.
Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.
Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).
Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С, а в спортивных залах – до 20°С.





