- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев в ФСС
- Почему Фонд может отказать
- Шпаргалка
- Как подать заявление о возмещении расходов на охрану труда
- Как оформить заявление и другие документы в Фонд
- Какие документы регулируют процедуру возмещения
- Какую сумму можно возместить за счет средств СФР
- Как выбрать мероприятия для возмещения
- Социальные гарантии работникам в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев в ФСС




Социальные гарантии работникам в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Почему Фонд может отказать
Фонд может отказать в возмещении затрат. Наиболее частые причины: неверно оформленные документы, опоздание по срокам и другие ситуации
Каждый работодатель обязан принимать меры по предупреждению травматизма и профзаболеваний и вправе возместить часть этих расходов за счет взносов «на травматизм» в Социальный фонд России. Расскажем, кто имеет право возмещать средства, как подать заявление и в каких случаях можно получить отказ
Какие документы регулируют процедуру возмещения
Какую сумму можно возместить за счет средств Фонда
Как выбрать мероприятия для возмещения
Как оформить заявление и другие документы в Фонд
Как подать заявление о возмещении расходов на охрану труда
Почему Фонд может отказать
Сегодня мы поговорим о видах и формах социального обеспечения.
В условиях трансформационных изменений, в том числе в части происходящих экономических процессов, в большинстве стран мира неизбежно возникают колебания и кризисы, требующие принятия отдельных мер по социальной защите населения, в т.ч. и социальному обеспечению.
Что такое социальное обеспечение? Единого подхода к определению данной терминологической единицы нет. При этом Международная ассоциация социального обеспечения (International Social Security Association) дает следующую трактовку социального обеспечения:
«Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством, или любое другое обязательное соглашение, которое обеспечивает индивидам определенную степень гарантированного дохода, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами вследствие старости, потери кормильца, нетрудоспособности, инвалидности, безработицы или по причине воспитания детей. В рамках социального обеспечения также может быть обеспечен доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи. Социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные фонды обеспечения и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой являются частью системы социального обеспечения страны».
Следует сразу оговорить различия основных терминологических единиц «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное помощь» и «социальное страхование». Важно отметить, что в научной литературе единого подхода к толкованию указанных выше терминологических единиц нет. Зачастую авторами используется данный понятийный аппарат достаточно вольно, в т.ч. без определения четких границ и отличий между ними. Для обеспечения понимания представленной далее в учебном пособии информации необходимо его четкое определение. Так, соотношение данных понятий приведено на рисунке 1.
Рисунок 1. Соотношение понятий социального обеспечения.
В частности, самым широким понятием из перечисленных выше является «социальная защита», включающее категорию «социальное обеспечение» и гарантии, установленные нормативными правовыми актами (прежде всего конституционного характера и впоследствии развитых в других нормативных правовых актах, например, в виде гарантий продолжительности рабочего времени, периодов выходных/праздничных дней, наличия и продолжительности отпуска и др.).
В зависимости от финансового механизма, положенного в основу организации социального обеспечения, оно может осуществляться в виде социального страхования (страховой финансовый механизм) или
социальной помощи (бюджетный финансовый механизм).
В научной литературе сложилось достаточно много подходов к типологизации моделей социального обеспечения (Г.Эспинг-Андерсен, Н.Мэнинг, Р.Пинкер Р.Титмус и др.). При этом наиболее классической и популярной является деление моделей социального обеспечения на бисмарковскую и бевериджскую.
Так, в частности, бисмарковская модель названа в честь Отто фон Бисмарка. Отто фон Бисмарк — первый канцлер Германии, родоначальник системы социального страхования. В течение 1880-х годов было внедрено страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по старости (в частности, было закреплено право на пенсию по старости тем застрахованным лицам, кто достиг 70-летнего возраста), предполагавшие:
Подобная система, бесспорно, способствует формированию источника выплат (за счет целевого характера уплачиваемых взносов и формирование обособленных фондов денежных средств), повышению справедливости (за счет увязки выплат с ранее уплаченными взносами), а также обеспечивает стимулирование граждан к трудовой деятельности, что важно как с экономической, так и с социальной точки зрения.
Принципы организации обязательного социального страхования в Российской Федерации:
Страховщик впоследствии при наступлении страхового случая (который сопровождается утратой дохода) осуществляет страховые выплаты, как правило, зависящие от объема уплаченных страхователем платежей. Примером исключения из данного правила может являться тот факт, что в Российской Федерации объемы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи никак не зависят от сумм, уплаченных страхователем.
В настоящее время существует 4 вида обязательного социального страхования:
Обязательное медицинское страхование 5,1%
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9%
С 2023 года на первые три вида обязательного социального страхования установлен единый тариф в 30%.
Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Видами социальных страховых рисков в Российской Федерации являются следующие:
Страховой случай по обязательному социальному страхованию представляет собой свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. В частности, примерами страховых случаев являются следующие:
Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды страхового обеспечения представлены на рисунке 2, их получение обусловлено наступлением страхового случая, а размер зачастую определяется размером утраченного заработка. Например,
размер страховой пенсии зависит от количества индивидуальных пенсионных коэффициентов, число которых, во многом определяется размером заработной платы гражданина (а именно: отношением его годового объёма к предельной базе для обложения страховыми взносами).
оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи
страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию
иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
Рисунок 2. Виды страхового обеспечения.
В свою очередь, бевериджская модель социального обеспечения названа в честь У.Бевериджа. В основе бевериджской модели социального обеспечения, предполагающей в концепции У.Бевериджа создание государства всеобщего благосостояния, лежит бюджетный финансовый механизм. В частности, в рамках данной модели предполагается социальное обеспечение только нуждающихся в нем граждан и до минимального уровня (что, с одной стороны, создает равные социальные гарантии для всех граждан, а с другой — отменяет заложенный Бисмарком страховой подход, стимулирующий граждан к трудовой активности), замену взносов в разные фонды, созданные под конкретные социальные риски на взносы в бюджет/бюджеты бюджетной системы соответствующего государства (это, с одной стороны, даёт дополнительные возможности для маневрирования средствами, а с другой — создаёт предпосылки для неравномерного и недостаточного распределения бюджетных средств).
Так, социальная помощь, в основу организации предоставления которой положен бюджетный финансовый механизм, предполагает ее оказание, как правило, посредством определения нуждаемости и направлена на обеспечение минимального уровня жизни.
Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
Формами социального обеспечения являются следующие:
граждан каких-либо льгот, как непосредственно связанных с увеличением прямых мер социальной поддержки, так и позволяющих снизить объемы производимых ими обязательных платежей; последнее, например, реализуется посредством предоставления льгот по уплате налогов отдельными категориями граждан в соответствии с законодательством соответствующего публично-пра-вового образования).
Важно отметить, что если денежная выплата носит целевой характер и предоставляется непосредственно на приобретение какого- либо товара или оплату услуги, то это принято относить к соответствующей форме социального обеспечения («натуральная»/ «услуга»).
Конкретными видами выплат в рамках денежной формы обеспечения являются: пенсия, пособие, компенсационная выплата и др. Данные выплаты могут осуществляться либо наличными, либо путем перечисления на счёт, открытый на имя физического лица, в банке. Самой многочисленной с точки зрения количества получателей является выплата страховой пенсии.
В Российской Федерации предусмотрены следующие виды социального обеспечения данной формы:
а)социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных
мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно, с использованием телефона доверия;
г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
д) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
з) срочные социальные услуги.
Так, например, в рамках социально-бытовых услуг могут оказываться следующие услуги:,
Говоря о льготах, необходимо отметить их большое разнообразие
в российской практике. Так, например, налоговое законодательство
предусматривает 4 вида налоговых льгот для пенсионеров:
также при покупке земельного участка под строительство жилья;
Для получения льгот необходимо обратиться в налоговую инспекцию.
Перечень и размер льгот может меняться в зависимости от правил, установленных в регионе проживания. Уточнить информацию можно в местных органах соцзащиты.
Важно отметить, что если денежная выплата носит целевой характер и предоставляется непосредственно на приобретение какого- либо товара или оплату услуги, то это принято относить к соответствующей форме социального обеспечения («натуральная»/ «услуга»).
Социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Принципами социального обслуживания являются следующие:
Важно отметить, что в современных условиях выстроить социальное обеспечение исключительно на социальном страховании невозможно. В любом случае потребуется прибегать к использованию бюджетного финансового механизма. В связи с этим и учитывая наличие преимуществ у каждой из перечисленных выше моделей, на практике в странах (в т.ч. и в Российской Федерации), используется сочетаний этих моделей при осуществлении различных видов социального обеспечения.
Таким образом, сегодня мы с вами подробно разобрали существующие виды и формы социального обеспечения.
Начальник финансового отдела администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
Облинова Валентина Александровна
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Как подать заявление о возмещении расходов на охрану труда
Соберите пакет документов. Возьмите в бухгалтерии копии платежных поручений об исполнении с отметкой банка или казначейства после того, как оплатили товары и услуги. Проверьте, чтобы сумма произведенных расходов не превышала сумму, которую запланировали на обеспечительные меры. Пронумеруйте в приложении листы копий платежных поручений и актов приемки работ и опечатайте пакет документов.
Подайте пакет документов в Фонд. Подавайте заявление на возмещение расходов, как только получите акты приемки выполненных работ и услуг. Это необходимо сделать до 15 декабря. Работодатель вправе представить документы уже сейчас, если есть подтверждение затрат. Если до 1 августа не оплатили товары или услуги, все равно отправляйте документы. Если не успеете, их уже не примут.
Заявление и пакет документов сотрудник подает в региональное отделение Фонда по месту регистрации организации. Напомните сотруднику, который будет подавать документы, что он должен иметь при себе паспорт. Доверенность он оставляет специалисту, который принимает документы.
Фонд направит деньги по реквизитам вашей организации.
Как оформить заявление и другие документы в Фонд
Оформите заявление о финансовом обеспечении, заранее узнайте, на чье имя нужно его подать, и выясните регистрационный номер страхователя у бухгалтера.
В документе укажите актуальный приказ о возмещении предупредительных мер. После того как оформите заявление, подпишите его у главного бухгалтера и руководителя организации. Поставьте печать организации. Образец заявления утвержден в приложении 14 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021 № 26. Укажите в документе копии платежных поручений и актов приемки выполненных работ, которые приложили к пакету документов.
Совет. Планируйте все расходы для Фонда в начале года, на этапе формирования бюджета. Внесите затраты на охрану труда в бюджет организации в I или II квартале.
Все мероприятия по охране труда, которые вы хотите возместить из СФР, должны быть проведены в период с января по середину июля. В этом случае у вас останется всего две недели для того, чтобы возместить свои затраты, исправить ошибки, если их найдут в территориальном отделении Фонда до 1 августа.
Поэтому планируйте расходы на ОТ только на I и II квартал по возможности. На остальные два квартала года оставьте те мероприятия, которые нельзя профинансировать в СФР.
Возмещаются только те расходы, которые были проведены в текущем финансовом году. Это законодательно установленный годовой срок исполнения бюджета. В Российской Федерации он соответствует календарному году с 1 января по 31 декабря.
По каждому мероприятию должны быть договор, акт приемки выполненных работ и иные подтверждающие документы, например об аккредитации у учебных центров, аттестации лаборатории для инструментальных замеров, заключения Минпромторга, сертификаты и декларации для СИЗ.
Если мероприятие было проведено в 2022 году, но акт приемки выполненных работ и платежное поручение было получено в 2023 году, получить возмещение не удастся.
К заявлению приложите план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году. В документе указывают, какие предупредительные меры запланировали в компании, когда их будут проводить и какую сумму должны израсходовать.
Вместе с заявлением отправьте копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Перечень мероприятий разрабатывайте по итогам спецоценки условий труда (СОУТ). План составляйте с учетом перечня и указывайте сумму финансирования.
Какие документы приложить к заявлению: чек-лист
Какие документы регулируют процедуру возмещения
Права и обязанности Социального фонда России как страховщика установлены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, ст. 18 содержит обязательство принять решение о финансовом обеспечении расходов страхователя по выплате пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В соответствии с этой статьей страховщик устанавливает размер страхового тарифа и определяет порядок уплаты страховых взносов.
Требования к проведению мероприятий по охране труда, организации санаторно-курортного лечения работников также устанавливаются законодательством. Расходы на эти мероприятия должны соответствовать установленным нормам и стандартам.
Организации учитывают эти расходы в своих бюджетах и планируют их в рамках финансовых возможностей, не забывая о совершенствовании производственных процессов и внедрении новых технологий, направленных на снижение рисков для здоровья и жизни работников.
Обучение по охране труда в Контур.Школе
Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы
Таким образом, расходы на предупредительные меры и санаторно-курортное лечение работников должны быть обоснованными, разумными, пропорциональными рискам, связанным с производственными процессами, и учитываться при планировании бюджета и финансовых ресурсов организации.
Правила и порядок финансирования устанавливает Правительство РФ. Так, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.07.2021 № 467н утвердил Правила финансового обеспечения предупредительных мер.
Какую сумму можно возместить за счет средств СФР
Сумма возмещения предупредительных мер равна 20% от суммы страховых взносов, которые компания выделила на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за прошлый год. Если вы отправляли на санаторно-курортное лечение сотрудников предпенсионного возраста, тогда рассчитывайте на 30% от взносов.
Возместить расходы на охрану труда вправе только те работодатели, у которых нет долгов по взносам в Фонд.
Пример расчета финансового обеспечения предупредительных мер
Чтобы рассчитать сумму возмещения, из начисленных страховых взносов за прошлый год вычитают расходы на пособия по несчастным случаям, если они были, и затем уже находят 20 или 30%.
Расчет бухгалтерии лучше сверить с цифрами, которые предоставит специалист Фонда. Бухгалтер может ошибиться. В таком случае придется переделывать полный пакет документов: заявление, план финансового обеспечения и приложения. Специалист по охране труда потеряет время, если в бухгалтерии ошиблись.
Пример. Бухгалтер сказал, что можно потратить 300 942,72 руб. В компании подготовили документы для возмещения, но при подаче заявления в Фонд оказалось, что израсходовать можно сумму на 1 рубль меньше, чем указали в заявлении. Компании пришлось повторно готовить документы и обращаться в Фонд.
Как выбрать мероприятия для возмещения
За счет средств Фонда можно компенсировать обязательные мероприятия по охране труда (Приказ Минтруда от 14.07.2021 № 467н):
Некоторые расходы нельзя возместить за счет средств фонда. Например, затраты на покупку:
Социальные гарантии работникам в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Водитель автомобиля чаще представителей других профессий подвергаются риску травм, в основном – в результате дорожно-транспортного происшествия.
Законодательством Республики Беларусь, регулирующим отношения в области охраны труда, социальной защиты и обязательного страхования, предусмотрена довольно развернутая система гарантий работнику в случае производственной травмы или профессионального заболевания.
Важнейшими среди таких гарантий являются те или иные формы денежного возмещения имущественных потерь работника, обусловленных утратой им своей профессиональной трудоспособности вследствие указанных событий.
Рассмотрим основные нормативные правовые акты в данном вопросе, которыми должен руководствоваться работодатель при расследовании несчастного случая на производстве, а также работник, с которым произошло такое событие.
Законодательство Республики Беларусь, регулирующие отношения в области охраны труда, социальной защиты и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает:
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530;
Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании»;
Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393;
Положение о порядке осуществления доплаты до среднего заработка застрахованного, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 575;
Положение о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2014 г № 637;
Положение о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 575;
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.
Рассмотрим подробнее имущественные выплаты работнику. К ним относятся:
пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
доплата до среднемесячного заработка застрахованного лица, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания на более легкую нижеоплачиваемую работу до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты (доплата);
оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных лиц, а также лиц, имеющих право на страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доплата до среднего заработка застрахованного, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу
Повреждение здоровья работника, обусловленное несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, может повлечь необходимость перевода его на другую, более легкую нижеоплачиваемую работу.
Доплата представляет собой разницу между средним заработком по прежней работе до временного перевода на нижеоплачиваемую работу и начисленной заработной платой по нижеоплачиваемой работе. В случае отрицательного значения доплата считается равной нулю .
Для получения доплаты потерпевшему необходимо обратиться непосредственно к страховщику либо своему страхователю (работодателю), который поможет оформить соответствующее заявление по установленной форме. Необходимые документы страхователь обязан направить в областной (по г. Минску) филиал страховщика для назначения доплаты. Ежемесячно после выплаты заработной платы работнику, переведенному на более легкую работу, страхователь должен направлять страховщику справку о доплате в формате, установленном страховщиком, в виде электронного документа или в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Белгосстраха в глобальной компьютерной сети Интернет.
Справка о доплате должна представляться страхователем ежемесячно в течение трех рабочих дней после выплаты заработной платы за месяц, в котором потерпевший выполнял другую работу, на протяжении всего периода временного перевода работника на более легкую работу, но не свыше 1 года и при условии, что работнику не будет установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности (заключением МРЭК).
Оплате страховщиком подлежат следующие дополнительные расходы:
Документом, подтверждающим факт наступления страхового случая, является акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, оформленные в установленном законодательством порядке, либо судебное решение об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Право застрахованного на оплату дополнительных расходов возникает со дня наступления страхового случая
Требование об оплате дополнительных расходов, включая расходы на дополнительное питание застрахованного и посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, на оплату которых имеет право застрахованный, удовлетворяется за прошлое время, но не более чем за три года, предшествовавшие поступлению заявления со всеми необходимыми документами. Суммы, не полученные по вине страховщика, выплачиваются за прошлое время без ограничения сроком.
Застрахованному, имеющему одновременно право на оплату нескольких видов дополнительных расходов, в том числе по повторным страховым случаям, производится оплата всех дополнительных расходов, на оплату которых он имеет право.
Если застрахованный отбывает наказание в местах лишения свободы или находится по решению суда на принудительной госпитализации и лечении, не производится оплата дополнительных расходов на:
санаторно-курортное лечение застрахованного;
получение застрахованным образования;
создание рабочего места для застрахованного.






