специальная оценка условий труда

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ЕИСОТ
Содержание
  1. Специальная оценка условий труда: как провести ее без труда и сэкономить деньги работодателя
  2. Цели и задачи специальной оценки условий труда
  3. Ответственность за нарушения в проведении СОУТ
  4. Важность проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) и возможные последствия при нарушении
  5. Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  6. Персональная ответственность должностных лиц
  7. Ответственность экспертных организаций
  8. Требования к экспертной организации
  9. Выявление вредных и опасных факторов на рабочем месте
  10. Шаг 4: Декларация
  11. Шаг 5: Лабораторные и инструментальные исследования
  12. Шаг 6: Подписание отчета
  13. Проведение спецоценки условий труда
  14. Периодичность проведения СОУТ
  15. В каких случаях можно не проводить внеплановую СОУТ
  16. Спецоценка не нужна только предпринимателям без сотрудников или с удалёнными сотрудниками.
  17. Когда сотрудник всего один, и это — директор
  18. Когда проводить спецоценку
  19. Как провести спецоценку
  20. Важность специальной оценки условий труда
  21. Что делать с результатами специальной оценки условий труда
  22. Что будет, если не проводить оценку
  23. Комитет (комиссия) по охране труда: важная часть системы управления охраной труда
  24. Задачи комитета (комиссии) по охране труда
  25. Участие комитета (комиссии) в системе управления охраной труда
  26. Участники комитета (комиссии) по охране труда
  27. Избрание членов комиссии
  28. Избрание председателя и секретаря комиссии
  29. Утверждение состава комиссии
  30. Собственное Положение о комиссии
  31. Регламент и план работы комиссии
  32. Комиссия по охране труда: основные аспекты работы
  33. Задачи комиссии по охране труда
  34. Отчетность членов комиссии
  35. Свободные от работы члены комиссии
  36. Подготовка членов комиссии
  37. Комиссия по проверке знаний
  38. Комиссия по проверке знаний охраны труда
  39. Состав комиссии
  40. Результаты проверки знаний
  41. Специальная оценка условий труда
  42. Участники оценки
  43. Проведение оценки
  44. Законные требования
  45. Важные аспекты при заключении гражданско-правового договора
  46. Этапы подготовки к проведению специальной оценки условий труда (СОУТ)
  47. Проведение исследования и измерения рабочих мест
  48. Определение классов условий труда
  49. Отчет о проведении СОУТ
  50. Внесение отчета о СОУТ во ФГИС Минтруда
  51. Отчет о специальной оценке условий труда
  52. Зачем работникам нужно знать результаты?
  53. Декларация соответствия условиям труда
  54. Возмещение расходов на оценку условий труда
  55. Внеплановая специальная оценка условий труда
  56. В течение 6 месяцев:
  57. В течение 12 месяцев:
  58. Полезные материалы по охране труда
  59. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в современных реалиях: 12 шагов
  60. Введение
  61. Шаг 1: Подготовка к проведению СОУТ
  62. Шаг 2: Изучение законодательства и нормативных актов
  63. Шаг 3: Сбор информации о рабочих местах
  64. Шаг 4: Оценка условий труда
  65. Шаг 5: Анализ результатов оценки
  66. Шаг 6: Разработка плана мероприятий по улучшению условий труда
  67. Шаг 7: Внедрение мероприятий и исправление недостатков
  68. Шаг 8: Проверка эффективности мероприятий
  69. Шаг 9: Оформление документации
  70. Шаг 10: Представление результатов СОУТ
  71. Шаг 11: Внеплановые проверки
  72. Шаг 12: Обновление оценки условий труда
  73. Заключение

Специальная оценка условий труда: как провести ее без труда и сэкономить деньги работодателя

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является относительно новым процессом в области охраны труда. Многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом и не до конца понимают, для чего проводят это мероприятие. В данной статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда и в каком случае можно сэкономить деньги работодателя, не проводя специальную оценку условий труда заново.

Цели и задачи специальной оценки условий труда

Спецоценка проводится с целью определения класса условий труда. Для этого необходимо провести идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ) и лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. Результаты специальной оценки условий труда используются для установления тарифа взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно знать, что все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе специальной оценки. Начисление гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений начисление начинается с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, включая условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям по охране труда, передаются в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ могут использоваться для оценки профессиональных рисков и замены лабораторных исследований для производственного санитарного контроля. Поэтому данное мероприятие отдельно выделено в Кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут влечь за собой наказание как для работодателя, так и для экспертов и экспертных организаций. Ответственность работодателя определена в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Обратите внимание на таблицу ниже, где представлен образец приказа об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Образец приказа о утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
—————————————————————————————————

Благодаря проведению специальной оценки условий труда работникам предоставляется возможность работать в безопасных и комфортных условиях, а работодателям — сэкономить деньги на охрану труда.

Итак, проведение СОУТ является обязанностью работодателя и представляет собой важное мероприятие для определения класса условий труда. Данные специальной оценки условий труда используются для установления тарифа взносов на пенсионное и социальное страхование, а также для заполнения информационной системы учета. Будьте внимательны при проведении СОУТ, чтобы избежать наказания и сэкономить деньги вашему работодателю.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Важность проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) и возможные последствия при нарушении

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это важная процедура, которую необходимо провести в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон № 426-ФЗ). В случае нарушения этого закона, предусмотрены серьезные штрафы и последствия для предприятия и его сотрудников.

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Если СОУТ не будет проведена вовремя, комиссия будет назначена неправильно или работники не будут ознакомлены с результатами специальной оценки, то предприятие может быть оштрафовано на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. В случае нарушения со стороны индивидуального предпринимателя, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Однако это не все.

Персональная ответственность должностных лиц

Не только работодатель несет ответственность за качество проведения СОУТ, но и должностные лица могут быть привлечены к персональной ответственности. Это включает членов комиссии, специалистов по охране труда и других уполномоченных лиц, которые могут быть подвержены административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Должностное лицо может быть обязано заплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Ответственность экспертных организаций

Согласно статье 14.54 КоАП, если экспертная организация нарушит закон № 426-ФЗ, ей будет назначен штраф в размере от 25 до 30 тысяч рублей. При этом сама экспертная организация может быть оштрафована на сумму от 70 до 100 тысяч рублей.

Если эксперт СОУТ уже был оштрафован ранее по той же статье, ему грозит штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей. Однако самым серьезным наказанием является возможность дисквалификации эксперта на срок от 1 до 3 лет по решению суда. В этом случае экспертная организация может быть оштрафована до 200 тысяч рублей или ее деятельность может быть приостановлена на три месяца. Такое длительное прекращение деятельности может привести к потере клиентов для аккредитованной организации, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в России существует множество экспертных организаций, нужно помнить, что в некоторых отдаленных регионах может быть недостаток экспертов. Поэтому, учитывая требования закона № 426-ФЗ, проведение СОУТ может выполняться организациями, зарегистрированными в других регионах, например, в Москве или Санкт-Петербурге.

Однако запрещено проводить СОУТ дистанционно без присутствия эксперта на предприятии.

Также следует отметить, что работодатель должен тщательно выбирать экспертную организацию, обратив внимание на ее аккредитацию в реестре. Информацию о аккредитованных организациях можно найти на официальном сайте Министерства труда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Неправильный выбор экспертной организации может привести к необходимости повторного проведения СОУТ с дополнительными денежными затратами и возможными штрафами за задержку в проведении.

экспертной организации и предоставление необходимой информации

После составления перечня рабочих мест и определения аналогичных мест необходимо провести идентификацию экспертной организации, с которой будет заключен договор на проведение СОУТ.

Для этого следует проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность и репутацию. Важно убедиться, что у организации нет задолженности перед налоговыми органами и судебными исками. Для этой проверки можно воспользоваться сайтом Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и сайтом проверки контрагентов.

После проверки финансового состояния организации необходимо запросить необходимые документы:

  • Лицензия на проведение СОУТ;
  • Сертификат аккредитации;
  • Сертификат соответствия экспертной организации;
  • Приказ о назначении ответственного руководителя;
  • Расчетный лист для оплаты услуг.

Шаг 4. Передача документации экспертной организации и начало работ

После идентификации и выбора экспертной организации, необходимо предоставить ей всю необходимую документацию:

  • Перечень рабочих мест с указанием аналогичных мест;
  • Штатное расписание;
  • Квалификационные справочники;
  • Другие документы, необходимые для проведения СОУТ.

После передачи документов, экспертная организация начинает свою работу. Специалисты оценивают условия труда на предприятии, проводят измерения и анализируют полученные данные.

Шаг 5. Подготовка отчета и передача его в государственную инспекцию труда

После проведения всех необходимых измерений и анализа данных, экспертная организация подготавливает отчет о результатах оценки условий труда. В отчете указываются все выявленные вредные и опасные факторы, а также предлагаются мероприятия по их устранению или минимизации.

Подготовленный отчет необходимо предоставить в государственную инспекцию труда для рассмотрения. После этого проводится государственная экспертиза условий труда.

Это важный процесс для обеспечения безопасности и защиты прав работников. Оценка условий труда позволяет выявить и устранить факторы, которые могут негативно влиять на здоровье и благополучие работников. Поэтому важно провести этот процесс правильно, с соблюдением всех требований законодательства.

Выявление вредных и опасных факторов на рабочем месте

После предоставления комиссией по проведению экспертизы охраны труда (СООТ) эксперту утвержденного перечня должностей начинается процесс выявления вредных и опасных факторов (ВВФ) на рабочем месте.

Этот процесс включает в себя определение должностных обязанностей и сбор данных из каталогов квалификаций и профессиональных стандартов. Также учитываются оборудование, инструменты и средства индивидуальной защиты, используемые сотрудниками.

В процессе идентификации эксперт может опросить сотрудников. Однако работодателю запрещается оказывать давление на эксперта или работников, а также ограничивать круг интересов эксперта.

Шаг 4: Декларация

Эксперт должен оценить, необходимы ли лабораторные и инструментальные исследования. Если они придут к выводу, что условия труда оптимальны или допустимы и профессия не входит в список отпуска или досрочного выхода на пенсию, они напишут заключение о том, что ЛПХ не выявлено.

В этом случае для таких должностей составляется декларация СООТ, а не карта СООТ. В декларацию СООТ включаются все должности, в том числе аналогичные, по которым не выявлено ОХФ. Карты SOOT не предназначены для этих должностей. В декларации содержится информация о заключении экспертов.

Декларирование должностей позволяет работодателю избежать повторного проведения СООТ, если в течение пяти лет со дня действия документов не было несчастных случаев, жалоб или требований на СООТ со стороны представительного органа или инспектора Государственной инспекции труда. Это означает значительную экономию средств для организации. Таким образом, государство поощряет создание рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда.

С 30 декабря 2020 года акты о соответствии условий труда считаются бессрочными при условии сохранения условий труда по месту работы (Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 503-ФЗ). Это касается и существующих деклараций.

Декларация перестанет быть действительной, если:

  • организация меняет свою деятельность;
  • Организация меняет местонахождение или условия работы.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СООТ по соответствующей должности. Таким образом, если в декларации указаны, например, 100 должностей и на одной из них произошел несчастный случай, то декларация перестанет действовать для этой конкретной должности, но продолжит действовать для остальных 99 должностей. Об этом прямо сказано в пункте 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ.

Шаг 5: Лабораторные и инструментальные исследования

Лабораторные и инструментальные исследования необходимо проводить для должностей, на которых экспертом выявлены ОХФ. Данные исследования проводятся лабораторией, принадлежащей экспертной организации. Экспертная организация может привлечь для проведения этих исследований внешнюю лабораторию.

Объем измерений определяется экспертом СООТ. Протоколы являются частью отчета SOOT. Эксперт обязан по запросу объяснить работодателю механизм проведения измерений, а также предоставить иные консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6: Подписание отчета

Эксперт СООТ готовит отчет и после заполнения всех разделов передает его на подпись комиссии работодателей.

Проведение спецоценки условий труда

Проведение спецоценки условий труда (СОУТ) является обязательной процедурой для всех юридических лиц и предпринимателей, у которых есть сотрудники. Даже если в компании работает всего один человек, такая оценка все равно требуется. В результате СОУТ определяется наличие вредных или опасных факторов на рабочих местах и в зависимости от этого определяется размер взносов за сотрудников.

Периодичность проведения СОУТ

СОУТ проводится соответственно установленному плану или внепланово. Срок действия СОУТ составляет 5 лет. Однако, такая оценка может быть проведена чаще, например, при введении новых рабочих мест, изменении технологического оборудования или замене применяемого сырья. В таких случаях спецоценка должна быть проведена в течение 12 месяцев. Если внеплановая СОУТ была инициирована предписанием от инспектора государственной инспекции труда (ГИТ) или в результате несчастного случая на рабочем месте, вызванного воздействием вредного и опасного производственного фактора (ВОПФ), она должна быть проведена в течение 6 месяцев.

В каких случаях можно не проводить внеплановую СОУТ

Существует несколько случаев, когда проведение внеплановой СОУТ не требуется. Например, при замене мониторов компьютеров в офисе не проводится оценка неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, так как такие исследования исключены из классификатора. Следовательно, при замене монитора на новый, не требуется проводить СОУТ вне плана. Однако, если офис переехал на другой этаж или в другое здание, то проведение внеплановых мероприятий является обязательным.

Также, в случае изменения наименования должности работника или структурного подразделения, которые не ведут к основаниям, указанным в статье 17 закона о спецоценке, повторная спецоценка не требуется. В этом случае достаточно составить письменное решение комиссии и приложить его к материалам СОУТ.

Все материалы СОУТ, включая сводную ведомость и план мероприятий, должны храниться на официальном сайте работодателя, обычно это делается во вкладке О компании. Несоблюдение сроков проведения СОУТ может повлечь за собой административную ответственность.

Спецоценка условий труда является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья сотрудников. Правильное проведение СОУТ позволяет предотвратить и минимизировать риски, связанные с вредными и опасными факторами на рабочих местах, а также соблюсти все необходимые нормы и требования законодательства.

Спецоценка не нужна только предпринимателям без сотрудников или с удалёнными сотрудниками.

Спецоценка — это оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и опасных факторов, которые могут негативно влиять на здоровье сотрудников. Спецоценка является обязательной процедурой для всех организаций, кроме предпринимателей без сотрудников или с удалёнными сотрудниками.

Когда сотрудник всего один, и это — директор

Часто в организации есть только один сотрудник — директор. Чтобы не проводить спецоценку для его рабочего места, в трудовом договоре иногда указывают, что он работает удаленно из дома. Но из-за этого могут возникнуть проблемы:

  • Список 1: Достоверность сведений в ЕГРЮЛ
  • Список 2: Регистрация организации
  • Список 3: Рабочее место директора

Когда проводить спецоценку

У новых ООО или ИП есть 12 месяцев на проведение спецоценки. Декларация соответствия условий труда, которую организация подает в трудовую инспекцию по итогам спецоценки, действует бессрочно, если условия труда не меняются. Проведите спецоценку снова, если:

  • Список 1: Регистрация ООО или ИП больше года назад
  • Список 2: Не проведена спецоценка

Как провести спецоценку

Если в организации нет вредных условий труда, то спецоценку можно провести самостоятельно. Для этого заполните проверочный лист по чек-листу из 27 вопросов. Такое право есть у отраслей:

  1. Список 1: Отрасли без вредных условий труда

Если у организации есть сотрудники с правом на досрочную пенсию, или ранее были выявлены вредные условия, для проведения спецоценки нужна комиссия. ИП может самостоятельно выполнять все ее функции, если не получается создать полноценную комиссию. Обычно в нее входят:

  • Специалист по охране труда
  • Представители профсоюза
  • Работодатель
  • Сам ИП или руководитель организации

Комиссия составляет график проведения спецоценки и перечень рабочих мест, которые подпадают под спецоценку. Это формальная процедура, дополнительно с документами ничего делать не нужно, просто сохраните их. Специальной формы для этих документов нет, можете оформить их на свое усмотрение.

Спецоценку проводят не для конкретного сотрудника или должности, а для рабочего места. Поэтому количество сотрудников иногда отличается от количества рабочих мест. Если один сотрудник совмещает две должности, то и рабочих мест у него может быть два. И наоборот, если сотрудники работают у станка в две смены, то рабочее место у них будет одно на двоих.

Спецоценку проводит организация, у которой есть разрешение на эту деятельность. Найдите такую на сайте, а потом проверьте, есть ли она в реестре аккредитованных организаций.

Важность специальной оценки условий труда

Если эксперты найдут вредные или опасные факторы на рабочих местах, то проведут измерения и присвоят им классификацию: оптимальный, допустимый, вредный или опасный. От этих классов зависят размеры взносов на травматизм и доплаты по пенсионным взносам.

В конце процедуры организация, проводящая специальную оценку условий труда, предоставляет отчет о ее проведении. Отчет можно оформить на бумаге, а с 1 сентября 2023 года – также в электронном виде.

Что делать с результатами специальной оценки условий труда

Комиссия (или сам ИП) подписывает отчет о проведении специальной оценки условий труда. После этого:

  1. Укажите данные специальной оценки на 1 января отчетного года. Если вы провели оценку в 2023 году, то ее результаты попадут в отчет только за 2024 год. А в отчете за 2023 год укажите результаты предыдущей оценки, если проводили ее.

  2. Во всех отчетах за 2023 год таблица 4 будет заполнена данными, актуальными на 1 января 2023 года – то есть теми, которые получены в результате оценки в 2022 году или ранее.

  3. В 2022 году изменилась форма 4-ФСС (с 2023 года отчет входит в состав ЕФС-1). Поэтому таблицы с данными оценки различаются:

  • Новым ИП – год Эльбы в подарок
  • Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет, если не проводить оценку

За отказ от проведения специальной оценки условий труда грозит штраф: для руководителя организации и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей, для ООО – от 60 до 80 тысяч рублей. За повторное нарушение штрафы увеличиваются, а работу компании могут приостановить на срок до 90 суток. А если с сотрудником на работе что-то случится, то за отсутствие оценки уже будут наказывать по Уголовному Кодексу.

Статья актуальна на:

  • Комиссия по охране труда является составной частью СУОТ (системы управления охраной труда) организации, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

  • Комиссия по охране труда создается по инициативе работодателя и/или по инициативе трудового коллектива, либо их представительного органа, например, профсоюзной организации (при наличии таковой) или решением общего собрания.

В настоящее время создание комиссий по охране труда регламентируется:

  • Статьей 224 ТК РФ
  • Статьей 224. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и/или по инициативе работников, либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда: важная часть системы управления охраной труда

Комитет (комиссия) по охране труда играет ключевую роль в обеспечении безопасных условий труда и соблюдении требований охраны труда. В рамках социального партнерства и совместных действий работодателя и работников, этот комитет организует проверки условий труда на рабочих местах, а также информирует работников о результатах этих проверок. Он также разрабатывает предложения к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Задачи комитета (комиссии) по охране труда

Комитет (комиссия) по охране труда выполняет следующие задачи:

  1. Разрабатывает программу совместных действий работодателя, работников, профсоюзов и (или) других представительных органов работников по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда.
  2. Участвует в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда.
  3. Организует контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и применением работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
  4. Проводит проверки состояния условий и охраны труда на рабочих местах.
  5. Участвует в специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством.
  6. Производит оценку профессиональных рисков.
  7. Подготавливает предложения по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
  8. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и их обязанностях по соблюдению требований охраны труда.

Участие комитета (комиссии) в системе управления охраной труда

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ, комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда в организации и одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Взаимодействие комитета (комиссии) с государственными органами управления охраной труда, федеральной инспекцией труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов осуществляется в рамках его функций.

Участники комитета (комиссии) по охране труда

Комитет (комиссия) по охране труда включает представителей как работодателя, так и работников. Формирование комиссии происходит на паритетной основе, с учетом принципов партнерства и равноправия. Каждая сторона имеет один голос вне зависимости от численности представителей.

Источник информации: Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 650н, ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ.

Оригинал документа ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ можно ознакомиться здесь.

Избрание членов комиссии

Избрание членов комиссии со стороны работников осуществляется на основании решения профсоюза, в случае, если он объединяет более половины работающих. В случае отсутствия профсоюза в организации, такое решение может быть принято на общем собрании работников.

Представители работодателя выдвигаются работодателем.

Общая численность членов комиссии, а также число членов комиссии от каждой из сторон не регламентируется нормативными документами. Она определяется в каждом конкретном случае в зависимости от структуры организации, общей численности трудящихся, специфики производства и других особенностей. Это происходит по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Избрание председателя и секретаря комиссии

Для действия комиссии по охране труда должен быть избран председатель комиссии, заместители председателя (по одному от представителей работников и работодателя) и секретарь комиссии. При выборе председателя комиссии не следует назначать заинтересованное лицо, например, ответственное за состояние охраны труда. Это поможет избежать конфликта интересов в работе комиссии при проведении проверок состояния охраны труда. Как правило, председателем комиссии является руководитель организации или его заместитель, которому делегированы соответствующие полномочия. Секретарем комиссии может быть назначен специалист по охране труда.

Утверждение состава комиссии

Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. Форма приказа о создании комитета может быть определена в типовом Положении о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н.

На общем собрании работников может быть принято решение об отзыве из состава комиссии своих представителей и выдвижении новых. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комиссии и назначать вместо них новых представителей.

Собственное Положение о комиссии

На основании типового Положения о комитете (комиссии) по охране труда, разрабатываются собственные Положения о комиссии по охране труда организацией с учетом мнения работников, специфики деятельности организации и возможности адаптации в условиях конкретного предприятия. Утверждение и введение в действие Положения о комиссии осуществляются приказом руководителя организации.

Регламент и план работы комиссии

В своей работе комиссия по охране труда руководствуется законодательством РФ в области охраны труда, соглашениями по охране труда и локальными актами организации. Свои функции комиссия выполняет в соответствии с разработанным регламентом и планом работы, которые утверждает председатель комиссии. Данные документы разрабатываются на основании Положения о комиссии по охране труда.

Источник: Приказ Минтруда от 22.09.2021 N 650н

На основе Положения, приказом (распоряжением) работодателя, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.

Комиссия по охране труда: основные аспекты работы

Комиссия по охране труда организации играет важную роль в создании здоровых и безопасных условий труда. Ее работа направлена на совместные действия представителей работодателя и работников для обеспечения требований охраны труда.

Задачи комиссии по охране труда

Комиссия по охране труда не заменяет службу охраны труда организации, а является дополнительным ресурсом. Основные задачи комиссии включают:

  1. Организацию проверки знаний работников в области охраны труда.
  2. Изучение и проверку условий и охраны труда на рабочих местах.
  3. Информирование работников о результатах проверки.

Отчетность членов комиссии

В соответствии с требованиями Приказа Минтруда РФ от 22.09.2021 № 650н, члены комиссии, представляющие работников, должны отчитываться перед выборным органом профсоюзной организации или собранием работников о проведенной работе в комиссии.

Выборный орган профсоюзной организации или собрание работников имеют право отозвать своих представителей из состава комиссии и назначить новых представителей.

Свободные от работы члены комиссии

Для более эффективной работы комиссии, ее члены могут быть освобождены от основной работы на период участия. Возможность освобождения должна быть прописана в Положении о комиссии по охране труда.

Подготовка членов комиссии

Члены комиссии по охране труда должны иметь соответствующую подготовку в сфере охраны труда. Для этого им необходимо пройти специализированные курсы. Обучение проводится в учебных центрах в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.

Комиссия по проверке знаний

Для организации проверки знаний требований охраны труда в организации создается комиссия по проверке знаний. Члены этой комиссии могут быть сформированы из состава комиссии по охране труда, так как они уже прошли обучение и имеют необходимую подготовку. Участие членов комиссии по охране труда в комиссии по проверке знаний способствует сокращению производственного травматизма.

Комиссия по охране труда

Комиссия по проверке знаний охраны труда

Комиссия по проверке знаний формируется приказом руководителя организации. Форма приказа о создании комиссии по проверке знаний.

Состав комиссии

В состав комиссии по проверке знания требований охраны труда у работодателя могут включаться:

  • руководители и специалисты структурных подразделений,
  • руководители и специалисты служб охраны труда,
  • лица, проводящие обучение по охране труда.

Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).

Состав комиссии по проверке знаний должен состоять не менее чем из 3 человек — председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии, в соответствии с Постановлением 2464.

Результаты проверки знаний

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Протокол подписывают председатель и члены комиссии, принимавшие участие в проверке знаний, а также экзаменуемое лицо.

Работник, показавший неудовлетворительные знания охраны труда, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку.

Вот форма протокола проверки знаний по охране труда:

ПунктВопросОценка
1ВопросОтвет
2ВопросОтвет
3ВопросОтвет

Специальная оценка условий труда

Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Порядок проведения СОУТ определен Федеральным законом 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Целью СОУТ является определение условий труда и их влияния на здоровье работников.

Участники оценки

В процедуре специальной оценки условий труда участвует комиссия от работодателя и независимые эксперты.

Проведение оценки

Оценку условий труда может проводить только аккредитованная Минтрудом организация по гражданско-правовому договору.

Законные требования

Для получения экспертных данных необходимо обратиться в компанию, соответствующую следующим требованиям:

  1. Лицензирование на проведение специальной оценки условий труда.
  2. Аккредитация уполномоченного органа Минтруда.
  3. Наличие квалифицированных специалистов.

Важно помнить, что если специальная оценка будет проведена нелегальной организацией, результаты исследований не будут признаны контролирующими органами, и процедуру придется проводить заново.

Важные аспекты при заключении гражданско-правового договора

При заключении договора с выбранной компанией необходимо учесть несколько важных аспектов. Хотя форма договора не регламентирована законодательно, есть определенные положения, которые следует учесть. Необходимо указать права и обязанности каждой стороны. Также очень важно прописать стоимость предоставляемых услуг и выполняемых работ. Ответственность сторон за несоблюдение пунктов, указанных в договоре, также должна быть четко определена.

Этапы подготовки к проведению специальной оценки условий труда (СОУТ)

Первый этап подготовки к СОУТ — создание комиссии. Руководитель компании является ее главой. В состав комиссии также входят специалист по охране труда и представители профсоюза (если таковой имеется). Если в компании нет профсоюза, работникам остается право делегировать своих представителей. В комиссию также могут быть включены представители отдела кадров и других структурных подразделений.

После формирования комиссии директор или другое лицо с аналогичными функциями ставит подпись под приказом, утверждающим состав комиссии.

Проведение исследования и измерения рабочих мест

Для определения необходимости проведения исследований и измерений на рабочих местах, эксперт аккредитованной организации проходит процедуру идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. Для этого эксперт изучает технологический процесс, оборудование, материалы и сырье, используемые работниками в работе.

Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению СОУТ.

Определение классов условий труда

После проведения измерений, эксперт организации, проводящей СОУТ, определяет класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени вредности или опасности. Классы условий труда подразделяются на 4 класса.

Отчет о проведении СОУТ

Проведение измерений на рабочих местах является недостаточным. Полученные данные должны быть обработаны и представлены в отчете о проведении СОУТ в соответствии с требованиями приказа Минтруда №33н. Отчет о проведении СОУТ состоит из следующих частей:

  • Введение;
  • Цель и задачи;
  • Методика проведения;
  • Результаты исследования и измерения производственных факторов;
  • Выводы и рекомендации.

Внесение отчета о СОУТ во ФГИС Минтруда

СОУТ вступает в силу после внесения информации о результатах проведения оценки во ФГИС Минтруда. Организация, проводящая СОУТ, передает эти сведения после получения от работодателя уведомления об утверждении отчета СОУТ. Сведения должны быть переданы в течение 10 рабочих дней после утверждения отчета.

Необходимо сообщить организации, проводившей СОУТ, дату утверждения отчета в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

Вы можете проверить передачу сведений о проведенной СОУТ в Личном кабинете работодателя по охране труда на официальном сайте Минтруда по адресу: https://lkot.mintrud.gov.ru.

Отчет о специальной оценке условий труда

Отчет с результатами специальной оценки условий труда — документ, предназначенный не только для руководителя или собственника бизнеса. В соответствии с законодательством (426-ФЗ), данные должны быть представлены работникам в течение 30 календарных дней. Важно отметить, что выходные дни, командировки, отпуска (плановые и внеочередные), больничные и промежутки между сменами или вахтами не включаются в этот временной промежуток.

Зачем работникам нужно знать результаты?

Федеральное законодательство предусматривает ряд льгот для работников, которые работают в условиях, вредных для здоровья. Поэтому право на ознакомление с результатами исследований имеет каждый работник.

Важно! Работодатель обязан ознакомить работников с результатами СОУТ, и работники обязаны поставить свою подпись в карте специальной оценки условий труда.

Декларация соответствия условиям труда

После завершения процедуры специальной оценки условий труда, работодатель в течение 30 рабочих дней должен подать декларацию соответствия условиям труда государственным нормативным требованиям Государственной инспекции труда.

Декларацию можно передать в приемную инспекции под роспись или отправить по почте заказным письмом с описью и уведомлением. Если данные передаются по электронным каналам связи, для заверения документа потребуется ЭП. Декларация оформляется в отношении определенных рабочих мест.

Важно отметить, что декларация является бессрочной. Однако, если с работником, на рабочем месте которого принята декларация, произошел несчастный случай или у него выявлено профессиональное заболевание, действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Возмещение расходов на оценку условий труда

Работодатель может получить возмещение расходов на специальную оценку условий труда за счет средств Социального фонда РФ, но не более 20% выплаченных им взносов за предыдущий год. Сумма возмещения согласовывается с территориальным органом СФР.

При самофинансировании СОУТ, работодатель может получить возмещение расходов за счет средств бюджета СФР. Для этого, до 1 августа, необходимо подать заявление в территориальный орган Социального фонда по месту регистрации. Копии документов, прилагаемых к заявлению, должны быть заверены печатью работодателя.

Внеплановая специальная оценка условий труда

На уровне закона (426-ФЗ) обозначены обстоятельства, при наступлении которых работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда. Список событий и сроки проведения СОУТ указаны ниже:

В течение 6 месяцев:

  • Внесены новые типы и виды деятельности.
  • Внесены изменения в процесс труда.
  • Изменены рабочие места, оборудование и инструменты.
  • Изменены условия организации труда.

В течение 12 месяцев:

  • Изменены технические условия.
  • Улучшены организационные и технические мероприятия по охране труда.
  • Произведены иные мероприятия, влияющие на условия труда.

Подчеркивается, что специальная оценка условий труда обязательна для всех организаций, независимо от их типа. Не выполнение этого требования влечет за собой штрафные санкции. Поэтому руководители бизнеса должны быть внимательны и следовать положениям федерального закона.

Полезные материалы по охране труда

Если вам интересны дополнительные материалы и рекомендации по охране труда, мы рекомендуем обратиться к следующим источникам:

Берегите свое здоровье и безопасность на рабочем месте!

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в современных реалиях: 12 шагов

Введение

В современных реалиях проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязательной процедурой для многих организаций. При этом вступившие в силу изменения требуют соблюдения дополнительных норм и правил. В данном материале мы подробно разберем весь процесс проведения спецоценки и предлагаем вам удобный 12-шаговый алгоритм для его выполнения.

Шаг 1: Подготовка к проведению СОУТ

Перед началом процесса проведения СОУТ необходимо провести подготовительные мероприятия:

  1. Определить команду, ответственную за проведение оценки.
  2. Составить план работы, график и распределить обязанности среди команды.

Шаг 2: Изучение законодательства и нормативных актов

Ознакомьтесь с основными законодательными и нормативными актами, регулирующими проведение СОУТ. Обратите внимание на требования к оцениваемым параметрам и методикам их расчета.

Шаг 3: Сбор информации о рабочих местах

Проанализируйте свою организацию и произведите сбор данных о рабочих местах, включая места административного персонала и производственные рабочие места. Эта информация поможет вам составить полный список оцениваемых параметров и подготовиться к следующим этапам.

Шаг 4: Оценка условий труда

На основе собранной информации и используя методики расчета, проведите оценку условий труда на каждом рабочем месте. Оценка должна включать:

  • воздействие вредных и опасных факторов на человека,
  • уровень шума и освещения,
  • уровень радиационной безопасности (при необходимости),
  • комфортность рабочего места и условия для отдыха.

Шаг 5: Анализ результатов оценки

После проведения оценки, проведите анализ полученных результатов. Определите наиболее проблемные рабочие места, где необходимо предпринять меры для улучшения условий труда.

Шаг 6: Разработка плана мероприятий по улучшению условий труда

На основе анализа результатов, разработайте план мероприятий по улучшению условий труда. Определите конкретные действия, сроки и ответственных лиц.

Шаг 7: Внедрение мероприятий и исправление недостатков

Проведите необходимые мероприятия по улучшению условий труда в соответствии с разработанным планом. Кроме того, исправьте выявленные недостатки и реализуйте рекомендации по улучшению условий труда.

Шаг 8: Проверка эффективности мероприятий

После внедрения мероприятий проведите оценку и проверьте, насколько эффективны они были и как повлияли на условия труда. В случае необходимости, внесите корректировки и доработайте план мероприятий.

Шаг 9: Оформление документации

Составьте полный отчет о проведенной СОУТ, включая все этапы работы, полученные результаты и предпринятые меры по улучшению условий труда. Убедитесь, что все документы оформлены согласно требованиям законодательства.

Шаг 10: Представление результатов СОУТ

В случае потребности представьте отчет о проведенной СОУТ соответствующим органам или инспекции труда.

Шаг 11: Внеплановые проверки

Учтите, что инспекция труда может проводить внеплановые проверки организаций, выявлять нарушителей закона и проверять выполнение требований СОУТ. В случае проведения проверки, сотрудники организации должны быть готовы предоставить необходимую информацию и документацию.

Шаг 12: Обновление оценки условий труда

Следите за изменениями в законодательстве и нормативных актах. Периодически пересматривайте и обновляйте проведенную оценку условий труда, чтобы быть в соответствии с требованиями СОУТ.

Заключение

Проведение специальной оценки условий труда является важной задачей в современных реалиях. Мы предложили вам удобный 12-шаговый алгоритм для проведения СОУТ. Использование этого алгоритма поможет вам выполнить все требования законодательства, улучшить условия труда в вашей организации и избежать неприятностей при внеплановых проверках. Не забудьте обновлять оценку условий труда в соответствии с требованиями и следовать законодательству всегда! Внесите свой комментарий, если у вас есть дополнения или вопросы по этой теме!

Оцените статью