Приложение N 1к Требованиям к оформлениюв регистрирующий орган
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даёте разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
(перенаправлено с «Регионы России»)
![]()
Субъекты Российской Федерации по состоянию на 2018 г.
В статье приведён список субъектов Российской Федерации — территориальных единиц верхнего уровня (регионов), которые в совокупности образуют федеративное государство.
Субъекты федерации бывают разных видов — республики, края, области и т. д. На данный момент в состав России входит 89 субъектов федерации. Согласно Конституции России, все субъекты являются равноправными.
Образование новых субъектов осуществлялось либо путём принятия в состав России другого государства или его части, либо путём объединения ранее существующих регионов.
Эта статья — о территориальных единицах верхнего уровня в России. Об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России; о других типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое, см. Территориальное деление России.
Субъе́кты Росси́йской Федера́ции (субъекты федерации) — название территориальных единиц верхнего уровня — регионов в Российской Федерации. Согласно Конституции России, Российская Федерация является федеративным государством и состоит из 89 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области. Все субъекты Российской Федерации имеют республиканскую форму правления, вне зависимости от их статуса.
![]()
- Основное правовое существо субъекта Российской Федерации
- Конституция России 1993 года
- Аннексия украинских территорий
- Перечень субъектов Российской Федерации
- Разновидности субъектов Российской Федерации
- Коды субъектов федерации
- Другие особенности территориального устройства России
- КОДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Динамика численности населения
- История изменения состава субъектов
- Будущее федеративного устройства России
- Порядок расширения Российской Федерации
- История российского федерализма
Основное правовое существо субъекта Российской Федерации
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации есть главный руководитель, избранный в соответствии с уставом или конституцией субъекта Российской Федерации и являющийся руководителем высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации — губернатор, мэр, глава субъекта или глава администрации субъекта, но не «президент», так как согласно федеральному закону «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации (статья 20, часть 5) есть прямой запрет на использование в названии должностей глав российских регионов слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства, то есть слова «президент».
Каждый регион имеет свой устав или конституцию, систему исполнительных органов власти, парламент, а также собственное законодательство, принимаемое им и действующее на территории данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, субъекты Российской Федерации делегируют по два представителя в верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации.
![]()
Валовой региональный продукт субъектов РФ; 2021 год, рублей
Данная статья представляет собой список регионов России, упорядоченных по их валовому региональному продукту (ВРП), который представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП) для отдельно взятого региона, наиболее всеобъемлюще показывая его экономическую деятельность.
В списке представлены статистические данные из Федеральной службы государственной статистики. Данные приведены в миллиардах рублей в текущих (номинальных) основных ценах.
Данные по Архангельской и Тюменской областям представлены без округов.
Обобщающий термин субъект федерации впервые появился в 1990 году, до этого же времени именования комплекса образующих РСФСР территориальных единиц не существовало:
Понятие субъект федерации было введено Законом СССР № 1457-I от 6 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», который впервые назвал СССР федеративным государством, хотя Конституция СССР (статья 70) вплоть до конца 1990 года провозглашала СССР не непосредственно федерацией, а единым союзным многонациональным государством, образованным на основе принципа социалистического федерализма. Субъектами федерации СССР были названы союзные республики и автономные республики (автономные образования) в их составе.
Кроме того, в 1990 году внесённые в Конституцию СССР изменения предусматривали функционирование Совета Федерации СССР, возглавляемого Президентом СССР, в состав которого входили вице-президент СССР и главы союзных республик. В заседаниях Совета Федерации также были вправе участвовать высшие должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Конституция России 1993 года
Новая Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году и заменившая собой российскую конституцию 1978 года, закрепила (статья 65) современное понятие субъекта федерации. Так, она установила, что все регионы находятся в составе Российской Федерации. Также Конституцией определены шесть разновидностей субъектов в государстве:
В современной России образована одна автономная область — Еврейская, являющаяся единственным субъектом Российской Федерации такого типа, поскольку все существовавшие на момент образования государства автономные области, кроме неё, были преобразованы в автономные республики, а их новые наименования были закреплены Конституцией РСФСР в редакции от 1990 года.
В отличие от территориального устройства РСФСР к моменту прекращения её существования, автономные округа также стали субъектами Российской Федерации, оставшись в различной степени зависимыми от регионов, в состав которых они входили. Позднее большая часть автономных округов России были включены в состав этих регионов. Исключения составили лишь следующие автономные округа (АО): Чукотский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий. При этом федеральное российское законодательство позволяет автономному округу быть одновременно и субъектом Российской Федерации, и составной частью более крупного субъекта Российской Федерации, в состав которого он территориально входит в соответствии с уставом (конституцией) последнего. Чукотский АО — единственный автономный округ, не входящий в состав какого-либо иного субъекта Российской Федерации.
Бывшие города республиканского подчинения РСФСР — Москва и Санкт-Петербург — были преобразованы в города федерального значения и подтвердили свой статус самостоятельных субъектов федерации, закреплённый Конституцией РСФСР от 1978 года, в которой они были выделены из состава Московской и Ленинградской областей.
В дальнейшем в перечень регионов в статье 65 Конституции Российской Федерации вносились ряд изменений, в том числе в связи с объединением регионов России в 2000-х годах.
Аннексия украинских территорий
Ниже, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приводятся сведения о федеративном устройстве России.
Перечень субъектов Российской Федерации
Ниже, в соответствии с Конституцией России, приведён перечень субъектов Российской Федерации. Типы субъектов федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту.
отмечены административные единицы на территориях Украины, аннексия которых Российской Федерацией в 2014 и 2022 годах не получила международного признания. Часть территорий была деоккупирована Украиной, либо никогда не находилась под российской оккупацией.
Разновидности субъектов Российской Федерации
В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.
Коды субъектов федерации
Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.
Другие особенности территориального устройства России
Кроме того, субъекты Российской Федерации группируются в:
КОДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мы в соцсетях: Телеграм, ВКонтакте, Дзен — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса
Динамика численности населения
Ниже приведены данные о численности населения субъектов Российской Федерации (до 1990-х годов — регионов РСФСР в рамках СССР) в современных границах по итогам Всесоюзных переписей населения 1959, 1970, 1979, 1989 годов (наличное население), Всероссийских переписей населения 2002, 2010 и 2021 годов (постоянное население) и по данным текущего учёта постоянного населения на 1 января 2022.
История изменения состава субъектов
Основная статья: Упразднённые субъекты России
Основная статья: Воссоединение Крыма с Россией
Основная статья: Референдумы о воссоединении Новороссии с Россией

Сравнение регионов России по площади, ВВП на душу населения и другим параметрам
Будущее федеративного устройства России
Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако процессы по объединению были заморожены. Обсуждались также варианты ликвидации Еврейской автономной области с присоединением её территории к соседним Хабаровскому краю или Амурской области.
Порядок расширения Российской Федерации
Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.
Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименование и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.
История российского федерализма
В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который тогда же был включён в текст Конституции России, принятой в 1978 году.
В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации.





