вопрос ответ

Проверки трудовой инспекции, аттестация рабочих мест, спецоценка условий труда

Процедура предполагает формирование серьезного пакета документов. Соответственно, к ней обычно готовятся заранее и серьезно. Итак, основные этапы:

Подробнее: как правильно провести специальную оценку условий труда

Несмотря на то что уже почти 10 лет, как в РФ действует процедура специальной оценки условий труда, многие работодатели до сих пор с удивлением спрашивают: «А что, и мне это надо делать?». Некоторые небольшие компании почему-то до сих полагают, что это на крупных заводах и у бюджетников надо проводить какую-то там СОУТ. Но это не так. Оценивать «вредность» должны все организации.

Что такое специальная оценка условий труда?

Что же это за процедура? Как известно, она заменила собой аттестацию рабочих мест по условиям труда. Итак, СОУТ — это комплекс мер по идентификации вредных и опасных производственных факторов и их оценке. При проведении процедуры спецоценки измеряются уровни воздействия этих «вредных» факторов на работника и сравниваются с нормативами. Нормативы эти определены в Методике № 33н, о которой говорилось выше, и основаны они она ГОСТах, СанПиНах, которые устанавливают различные уровни и нормы, которые допустимы или, наоборот, запрещены при воздействии на здоровье человека определенных неблагоприятных факторов. Этих факторов, влияющих на здоровье, довольно много, и, к сожалению, не все их можно каким-либо образом перевести в определенный цифровой эквивалент. Например, как измерить эмоциональные нагрузки? А они, безусловно, есть. Особенно на тех работах, где приходится взаимодействовать с людьми. Но Методика СОУТ апеллирует только цифрами, то есть оцениваются только те «вредные» факторы, которые есть в утвержденном этой же самой методикой классификаторе. По этой причине на протяжении всех уже почти десяти лет действия процедуры специальной оценки условий труда не утихают споры о том, что СОУТ не охватывает все реально воздействующие на работника неблагоприятные факторы и не учитывает ряд особенностей той или иной профессии или должности.

Для сведения: санитарные нормы площади на одного человека в офисе

Руководитель компании несет ответственность за создание безопасной и комфортной рабочей среды. Однако иногда необходимо обратиться за помощью к опытным специалистам, чтобы точно оценить ситуацию и принять правильный курс действий. Если есть опасения по поводу здоровья работников, они или их профсоюз имеют право потребовать проведения независимой экспертизы условий труда. Экспертиза гарантирует соответствие требованиям специальной оценки условий труда (СОУТ) и необходимую компенсацию.

Независимая экспертиза условий труда основана на Руководстве по гигиенической оценке от 2.2.2006-05, в котором предписываются конкретные стандарты, расчетные значения и методы расчета класса опасности. Обследование имеет решающее значение для выявления вредных факторов на рабочем месте, выявления несоответствий и разработки необходимых корректирующих мер.

Экспертиза проводится при поддержке представителей профсоюза, и в нем должен участвовать опытный и компетентный сотрудник в области охраны труда и защиты прав работников. Результаты фиксируются в актах и протоколах, и работодатель должен быть проинформирован об окончательном вердикте. Опрос помогает соблюдать государственные требования по охране труда и мотивирует сотрудников к ответственному труду и заботе о своем здоровье.

Если споры не могут быть разрешены, Государственная инспекция труда может провести тщательную проверку компании. Независимая экспертиза условий труда защищает права работников, предотвращает наложение штрафов и демонстрирует заинтересованность работодателя в создании безопасных условий для своих сотрудников, а также ресурсы для исправления выявленных недостатков. Таким образом, своевременное проведение независимой экспертизы условий труда может помочь избежать дальнейших проблем и затрат.

Затраты на независимую экспертизу условий труда обычно компенсируются экономией, которая может быть достигнута за счет выявления и устранения опасных факторов.

Когда опасности выявлены и устранены, компания может сэкономить деньги на выплате компенсаций работникам, медицинских расходах и снижении производительности. Например, если в компании высокий уровень травматизма из-за подскальзований и падений, независимая экспертиза могла бы выявить опасности, которые являются причиной травм, и рекомендовать решения. Внедрив рекомендованные решения, компания смогла бы сократить количество травм и сэкономить деньги на выплате компенсаций работникам.

Независимая проверка условий труда может помочь повысить моральный дух сотрудников и производительность труда.

Когда сотрудники чувствуют себя в безопасности и здоровы, они с большей вероятностью будут счастливы и продуктивны на работе. Независимая проверка условий труда может помочь выявить и устранить факторы риска, из-за которых сотрудники чувствуют себя небезопасно или нездоровы. Делая рабочее место более безопасным и здоровым, компания может повысить моральный дух сотрудников и производительность труда.

Независимая экспертиза условий труда может помочь защитить компанию от юридической ответственности.

Если сотрудник получит травму из-за опасности на рабочем месте, компания может быть привлечена к ответственности. Независимая проверка условий труда может помочь доказать, что компания предприняла разумные шаги для выявления и устранения опасных факторов. Это могло бы помочь снизить ответственность компании в случае получения травмы.

В заключение следует отметить, что независимая экспертиза условий труда является важным этапом в защите прав сотрудников и улучшении условий труда в организации. Это помогает выявить все недостатки и нарушения, которые могут негативно сказаться на здоровье и безопасности сотрудников. Поэтому рекомендуется проводить эту процедуру регулярно, чтобы создать безопасные и комфортные условия для сотрудников и предотвратить возможные проблемы в будущем.

Охрана труда — основные понятия и разъяснения

Охрана труда — основные понятия и разъяснения
Охрана труда

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин — нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.
В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.
В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Основные понятия, используемые в законодательстве
Российской Федерации об охране труда

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ «Охрана труда». Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами — ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Подробно о проведении специальной оценки условий труда

Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Порядок проведения СОУТ определен Федеральным законом 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Данный нормативный акт подробно описывает, как проводить оценку, кто может этим заниматься и в каких ситуациях.

СОУТ проводит работодатель и аккредитованная Минтрудом организация по гражданско-правовому договору.

Основной целью СОУТ является определение в каких условиях труда работают сотрудники и как влияют производственные факторы на здоровье коллектива.

Как уже подчеркивалось ранее, в процедуре специальной оценки условия труда участвует не только комиссия от работодателя. Оценивать условия труда должны независимые эксперты. И при этом нельзя пригласить любого специалиста даже при наличии профильного диплома.

Для получения экспертных данных необходимо обращаться в компанию, соответствующую следующим требованиям:

Важный момент! Если специальная оценка будет проведена лабораторией, не имеющей на то законных прав, результаты исследований не будут приняты к рассмотрению контролирующими органами. Всю процедуру изучения условий труда придется проводить заново.

С выбранной компанией подписывается гражданско-правовой договор. Его форма законодательно не регламентирована, но есть некоторые положения, которые нужно учитывать. Важно указать, какими правами обладает каждая из сторон, какие обязанности на нее возлагаются. Помимо этого, в договоре прописывается стоимость оказываемых услуг и выполняемых работ. Не менее важно обозначить ответственность сторон на несоблюдение пунктов, прописанных в соглашении.

Организация проведения специальной оценки условий труда лежит на работодателе. Подготовка к СОУТ предполагает прохождение следующих этапов:

Создание комиссии по проведению СОУТ

Возглавляет ее руководитель компании. Дополнительно в комиссию входят специалист по охране труда и представители профсоюза (при наличии такового). Если профсоюза нет, за работниками остается право делегировать своих представителей. Также в состав комиссии могут входить представители отдела кадров и других структурных подразделений.

Как только комиссия сформирована, директор или иное лицо с аналогичными функциями ставит подпись под приказом, утверждающим состав.

Для того, чтобы определить на каких рабочих местах необходимо проводить исследования и измерения, эксперт аккредитованной организации проводит процедуру идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого эксперт изучает технологический процесс, оборудование, материалы и сырье, используемое работниками в работе.

Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению СОУТ.

При проведении измерений эксперт организации, проводящей СОУТ, должен использовать аттестованные методики и оборудование, прошедшее поверку.

По результатам исследований и измерений производственных факторов эксперт осуществляет определяет класс условий труда на рабочем месте по степени вредности или опасности.

Классы условий труда подразделяются на 4 класса:

Только провести измерения на рабочих местах недостаточно. Полученные данные необходимо обработать и отобразить в отчете о проведении СОУТ. При его составлении обязательно придерживаться требований приказа Минтруда №33н. Отчет о проведении СОУТ состоит из:

СОУТ начинает действовать с момента внесения сведений о результатах ее проведения во ФГИС Минтруда. Сведения передает организация, проводящая СОУТ, после получения от работодателя уведомления об утверждении отчета СОУТ. Срок передачи – 10 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Не забудьте сообщить организации, проводившей СОУТ, дату утверждения отчета в течение 3-х рабочих дней с момента его утверждения.

Проверить передачу сведений о проведённой СОУТ можно в Личном кабинете работодателя по охране труда на сайте Минтруда — https://lkot.mintrud.gov.ru.

Отчет с результатами специальной оценки условий труда — документ, предназначенный не только для руководителя или собственника бизнеса. 426-ФЗ предписывает, что в течение 30 календарных дней данные должны быть доведены до персонала. Выходные дни, командировки, отпуска (как плановые, так и внеочередные), больничные, промежутки между сменами или вахтами в этот временной промежуток не входят.

Для чего работникам знать результаты исследований? Федеральное законодательство предусматривает, что те, кто вынужден трудиться в условиях, вредных для здоровья, имеют право на ряд льгот:

Важно! Персонал имеет право знать, какие выводы сделали эксперты по результатам специальной оценки условий труда. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами СОУТ. Работник должен поставить свою подпись в карте специальной оценки условий труда.

После завершения процедуры СОУТ в течение 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах СОУТ во ФГИС Минтруда работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативных требованиям Государственную инспекцию труда. Декларацию можно либо передать в приемную инспекции под роспись, либо переслать по почте заказным письмом с описью и уведомлением. Если данные пересылаются по электронным каналам связи, для заверения документа потребуется ЭП.

Декларация оформляется в отношении следующих рабочих мест:

Декларация является бессрочной. В случае, если с работником, занятом на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай или у него выявлено профессиональное заболевание, действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.

Расходы на специальную оценку условий труда работодатель может возместить за счет средств Социального фонда РФ, в размере не более 20% выплаченных им взносов за предыдущий год.

Сумма возмещения согласовывается с территориальным органом СФР.

Работодатель проводит СОУТ за счет собственных средств с последующим возмещением расходов за счет средств бюджета СФР. Деньги будут перечислены на счет работодателя.

Для возмещения средств требуется до 1 августа подать в территориальный орган Социального фонда по месту регистрации:

Копии документов, прилагаемых к заявлению должны быть заверены печатью работодателя.

На уровне закона (426-ФЗ) обозначены обстоятельства, при наступлении которых работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда:

в течение 6 месяцев:

в течение 12 месяцев:

Если произошло, как минимум, одно из перечисленных событий, необходимо провести СОУТ в соответствии со стандартным алгоритмом.

Ранее уже подчеркивалось, что специальная оценка условий труда обязательна для всех. Не имеет значения, государственная ли это компания или частная. Заявить о том, что не будет ее проводить, не может ни один руководитель. Если же кто-то и решить игнорировать положения федерального закона, ему лучше заранее изучить КоАП РФ и части штрафных санкций:

Полезные материалы по охране труда

Кто обязан проводить СОУТ, и для каких рабочих мест?

Обязаны её проводить все работодатели. Не важно, какая у них организационно-правовая форма. Есть всего несколько исключений, например, она не проводится в отношении:

Кроме того, не оценивают условия труда в рамках 426-ФЗ ИП, у которых нет наемных сотрудников. Нет необходимости предпринимателю проводить СОУТ и в случае, если он привлекает людей по договорам ГПХ (возмездного оказания услуг, подряда и т.п.), так как в этой ситуации трудовое законодательство (в том числе нормы по охране труда) на них не распространяется. Но следует помнить, что если фактически за гражданско-правовым договором «прячутся» трудовые отношения (то есть у подрядчика есть четкий режим работы, он получает вознаграждение дважды в месяц, заказчик его обеспечивает всем оборудованием и т.д.), то есть риск признания данных правоотношений трудовыми.

Оценивать условия на рабочих местах обязаны и нотариусы (Письмо ФНП от 07.12.2015 № 3928/03-16-3).

Какие организации уполномочены проводить СОУТ

Прежде чем заключать с неким ООО «Рога и копыта» договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, необходимо убедиться, что эта организация вправе по законодательству проводить интересующую нас процедуру. Проверить это несложно. Все экспертные организации включены в специальный реестр, который находится на сайте Минтруда.

Кратко сформулируем требования к организациям, которые вправе проводить СОУТ:

Кроме того, законодатель устанавливает ряд ограничений на проведение СОУТ (например, Пэпэтэшин Петр Петрович является директором ООО «Ppt.ru» и одновременно учредителем экспертной организации ООО «Звездочка», в этом случае ООО «Звездочка» не вправе оценивать условия труда работников ООО «Ppt.ru», так как налицо конфликт интересов).

Последствия непроведения специальной оценки условий труда

Перечень санкций за непроведение спецоценки или проведение её с нарушениями довольно широк: от предупреждения до штрафа до 80 000 рублей. Определен он ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Проверят спецоценку Государственная инспекция труда в регионе (проверят СОУТ обязательно, так как этот вопрос есть в проверочном листе (списке контрольных вопросов) № 19, утвержденном Приказом Роструда от 01.02.2022 № 20).

Как часто следует проводить специальную оценку условий труда

В целом срок действия результатов СОУТ на конкретном рабочем месте — пять лет. Таким образом, необходимо контролировать даты проведения оценки на рабочих местах, чтобы не оказаться в промежутке турбулентности — когда старая спецоценка кончилась, а результаты новой еще не утверждены.

Немного проще ситуация с «нормальными» рабочими местами. Если про проведении СОУТ установлен класс 1 или 2 (оптимальные или допустимые условия), то это рабочее место работодатель вправе «задекларировать». Он письменно (или дистанционно через сайт Роструда) направляет в Государственную инспекцию труда в своем регионе декларацию. Срок действия этого документа — 10 лет. Обычно под неё подпадает весь «офис». Но если на декларируемом рабочем месте произойдет несчастный случай, работник получит профзаболевание или ГИТ выявит нарушения, то тогда придется провести процедуру спецоценки условий труда заново: декларация теряет силу.

Подробнее: как составить декларацию соответствия условий труда

Нормативные документы по специальной оценке условий труда

Итак, начнем по порядку: чем же регулируется процедура специальной оценки условий труда, или иначе СОУТ? Правовых актов по этой теме довольно много, и (что вызывает главную головная боль у специалиста по ОТ!) они постоянно меняются. Наверное, ни в одной сфере трудового права не было столько изменений за последние годы, сколько в нормативке, касающейся условий труда работников и их оценки.

Но если говорить об основных документах, то их всего три:

Новшества в СОУТ 2023 года

С 2023 года значительно упростилась процедура СОУТ для микропредприятий (Приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н).

Главное отличие процедуры СОУТ на микропредприятиях — это то, что идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов осуществляется без привлечения экспертной организации. То есть определяет наличие «вредности» работодатель своими силами, что значительно экономит ему денежные средства.

Но упрощенный порядок СОУТ допустимо применять не всем, а только тем организациям или ИП, кто имеет соответствующий ОКВЭД и занимается, в частности:

Кроме того, упрощенные правила для микропредприятий не применяются при наличии рабочих мест:

Может пригодиться: как внедрить программу улучшения условий труда на предприятии

Правила проведения специальной оценки условий труда

Организовать и профинансировать проведение специальной оценки условий труда обязан работодатель (обычно он возлагает эти функции на службу ОТ или специалиста по ОТ, но в небольших компаниях обычно эти функции берет на себя сам руководитель). Но часть денег получится вернуть. Для этого потребуется обратиться в СФР.

То есть сначала всю процедуру организация оплачивает за собственный счет, а потом возмещает потраченные деньги за счет средств бюджета СФР (сумма согласовывается с территориальным органом Соцфонда). Обычно это до 20 % сумм страховых взносов на НС и ПЗ, которые начислены за предыдущий год. Но если численность работников в организации менее 100 человек и работодатель предыдущие два года не обращался в фонд (тогда ещё в ФСС), то организация вправе попросить возместить затраты на специальную оценку условий труда с учетом перечисленных сумм на НС и ПЗ за три года.

Проведение самой спецоценки условий труда осуществляется работодателем с привлечением сторонней экспертной организации (о требованиях к ней поговорим ниже) на основании договора оказания услуг или подряда.

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Подготовку к проведению спецоценки целесообразно начинать заблаговременно – за несколько месяцев до того, как закончится срок предыдущей, поскольку, как было указано выше – это процедура занимает не один день.

А как быть, если работодатель открывает новое подразделение, ведь там никакой оценки условий труда еще не проводилось? В этом случае у руководителя есть 12 месяцев, чтобы провести СОУТ. Этот срок отсчитывается от даты начала производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-1/ ООГ-3847 и от 16.04.2015 № 15-1/ ООГ-2242). И касается это любой деятельности (например, ввели в штатное расписание должность администратора — в течение 12 месяцев необходимо оценить условия работы этого сотрудника, пусть даже его единственное оборудование — кофемашина).

Внеплановая спецоценка условий труда

При этом изложенные в пунктах 3.4.5 Таблицы ситуации требуют внеплановой оценки, только если указанные в них изменения влияют на уровень воздействия производственных факторов (т.е. способны реально поменять условия работы).

Оцените статью