выявление и оценка опасностей и профессиональных рисков

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ЕИСОТ
Содержание
  1. Оценка профессиональных рисков: Как сделать это правильно
  2. Запись вебинара Оформление расчета пожарного риска по СП 505.1311500.2021
  3. Дополнительные материалы
  4. Что такое оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ?
  5. Анализ зависимости доза-ответ
  6. Оценка риска для здоровья населения
  7. Оценка экспозиции
  8. Оценка зависимости доза-ответ
  9. Оценка риска
  10. Расчеты и индексы риска
  11. Классификация уровней риска
  12. Оценка риска для проекта санитарно-защитной зоны
  13. Оценка риска для санитарно-защитных зон (СЗЗ)
  14. Оценка риска для санитарно-защитных зон
  15. Шпаргалка
  16. Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска
  17. Как согласовать оценку риска?
  18. Согласование проекта СЗЗ и оценки риска в экспертном органе – самый сложный этап
  19. Подпишитесь на наш канал
  20. Базовые мероприятия по управлению профессиональными рисками
  21. Порядок оценки профессиональных рисков
  22. Разработка локальных нормативных актов
  23. Положение по оценке профессиональных рисков
  24. Важность участия работников
  25. Конечные слова

Оценка профессиональных рисков: Как сделать это правильно

С 1 января 2022 года вступил в силу СП 505.1311500.2021 Расчет пожарного риска. Требования к оформлению, утвержденный Приказом МЧС России от 29.09.2021 N 645, сообщает ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

СП 505.1311500.2021 устанавливает требования к оформлению отчета по результатам расчета по оценке пожарного риска в соответствии с методиками определения расчетных величин пожарного риска: для непроизводственных объектов по Приказу МЧС России от 30.06.2009 N 382 и для производственных объектов согласно Приказу МЧС России от 10.07.2009 N 404.

Расчет по оценке пожарного риска проводится в соответствии с Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084. Результаты расчета оформляются в соответствии с данным СП в виде отчета, состоящего из следующих разделов:

  1. Введение
  2. Общие данные о расчете
  3. Характеристика объекта
  4. Источники возможных пожаров и взрывов
  5. Опасные зоны
  6. Пожарная опасность материалов, изделий и помещений
  7. Организационно-технические мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов
  8. Заключение
  9. Приложения

Для упрощения процесса оформления отчета согласно СП 505.1311500.2021, Юрий Юрьевич Журавлев, инженер научно-технического отдела НИУ МГСУ, и его коллеги разработали форму типового отчета. Данный отчет был проверен МЧС России и подтверждено его соответствие требованиям в письме от 18.02.2022 №ИВ-19-55.

Запись вебинара Оформление расчета пожарного риска по СП 505.1311500.2021

Если вам требуется подробная информация о процессе оформления отчетов по расчету пожарного риска согласно новым требованиям с 1 января 2022 года, мы рекомендуем просмотреть запись вебинара Оформление расчета пожарного риска по СП 505.1311500.2021. Вебинар расскажет вам все, что нужно знать об оформлении отчетов по расчету пожарного риска.

Запись вебинара

Дополнительные материалы

Для тех, кто желает освоить самостоятельный расчет рисков в соответствии с методиками определения расчетных величин пожарного риска, мы рекомендуем использовать материалы с примерами и руководствами от опытных экспертов.

Что такое оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ?

Оценка риска здоровью населения

Для проекта СЗЗ (санитарно-эпидемиологической зоны) проводится оценка риска здоровью населения. Это включает в себя идентификацию опасности, сбор и анализ данных об источниках загрязнения атмосферного воздуха на исследуемой территории, а также оценку зависимости доза-ответ между концентрацией загрязняющего вещества и вредными эффектами населения.

В проекте по оценке риска здоровью населения присутствуют следующие разделы:

  • Идентификация опасности
  • Оценка зависимости доза-ответ

Таким образом, оценка риска здоровью населения является важным аспектом проекта СЗЗ, который требует специализированных знаний и навыков для правильного проведения и анализа данных.

Анализ зависимости доза-ответ

Анализ зависимости доза-ответ играет важную роль в определении причин развития вредного эффекта от действия определенного вещества. В ходе этого анализа выявляется минимальная доза, вызывающая наблюдаемый эффект, а также определяется интенсивность роста эффекта с увеличением дозы.

Оценка риска для здоровья населения

Оценка риска для здоровья населения включает следующие этапы:

Оценка экспозиции

Оценка экспозиции представляет собой первый этап оценки риска. На этом этапе проводится анализ характеристик воздействующих веществ и определение величины экспозиции.

Оценка зависимости доза-ответ

Оценка зависимости доза-ответ является вторым этапом оценки риска. На этом этапе устанавливается связь между дозой вещества и развитием нежелательного эффекта.

Оценка риска

Оценка риска является финальным этапом оценки. На этом этапе интегрируются данные об опасности вещества, величине экспозиции и зависимости доза-ответ. Осуществляется количественная и качественная оценка риска, включая выявление и сравнение проблем для здоровья населения. Также анализируются все неопределенности, которые могут повлиять на достоверность и надежность выводов и рекомендаций, необходимых для принятия управленческих решений.

Расчеты и индексы риска

В рамках оценки риска также проводятся расчеты и определение индексов риска. Например, рассчитывается индивидуальный канцерогенный риск (CR), коэффициенты опасности (HQ) и индексы опасности (HI). Сравнение этих значений с уровнями риска, установленными МР 2.1.10.0156-19, также является важным этапом оценки.

Классификация уровней риска

В таблице 1 приведена классификация уровней риска:

Уровень рискаОписание
НизкийРиск незначительный, не оказывает значимого влияния на здоровье населения.
СреднийРиск умеренный, может оказывать некоторое влияние на здоровье населения.
ВысокийРиск значительный, может иметь серьезные последствия для здоровья населения.

Оценка риска для проекта санитарно-защитной зоны

При проведении оценки риска для проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), особое внимание уделяется оценке риска от ингаляционного воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В соответствии с пунктом 4.2 Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основе расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, таких как шум, вибрация и электромагнитные поля (ЭМП).

Установление и изменение размеров санитарно-защитных зон осуществляется по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны и оценки риска здоровью населения.

Также существуют условия, при которых разработка проекта по оценке риска для здоровья населения не требуется. Данные условия отражены в СанПиН 1200-03, пункт 4.2.

Оценка риска для санитарно-защитных зон (СЗЗ)

Постановлением Правительства РФ №222, утвержденным 3 марта 2018 года, устанавливаются правила обоснования размеров и границ санитарно-защитных зон, а также использования земельных участков, находящихся в пределах этих зон. В пункте 16 (в) данного постановления говорится о необходимости обоснования размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе учитывая рассеивание выбросов вредных веществ в атмосферу, физическое воздействие на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека.

Проведенный анализ данного пункта позволяет сделать вывод о необходимости оценки риска при обосновании нахождения определенных участков в границах СЗЗ.

Эта тема уже рассматривалась в журнале Справочник Эколога в выпуске №12 за 2019 год. В настоящее время данная тема потеряла актуальность, так как большинство экспертов согласны с предложенными уточнениями в СанПиН 1200-03. В данном пункте Постановления №222 сказано следующее: обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, Постановление №222 допускает уточнения, предложенные в СанПиН 1200-03, о необходимости проведения оценки риска для здоровья населения.

Оценка риска для санитарно-защитных зон

Как создать систему управления рисками в организации?

Положение по оценке профессиональных рисков дает возможность работодателю представить детальные указания и процедуры для проведения оценки, чтобы обеспечить более точное и систематическое изучение рисков.

В положение по оценке профессиональных рисков рекомендуется включить:

  • Указание на требования законодательства
  • Учет особенностей организации
  • Четкие процедуры и документацию
  • Полноценное проведение оценки рисков и принятие соответствующих мер по обеспечению безопасности и здоровья работников

Создание такого положения позволит установить более четкие процедуры, документацию и подтвердить полноценное проведение оценки рисков и принятие соответствующих мер по обеспечению безопасности и здоровья работников.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из данной статьи.

Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска

При проведении такой важной и объемной работы следует создать комиссию по оценке рисков. Первоначально, необходимо издать приказ о создании этой комиссии. В приказе следует указать:

  • Назначение руководителя комиссии
  • Перечень состава комиссии
  • Цель работы комиссии
  • Сроки выполнения работ

После утверждения приказа комиссия может приступить к оценке рисков и разработке соответствующих мероприятий для обеспечения безопасности и здоровья работников. В конце данной статьи вы найдете образец приказа о создании комиссии.

Как согласовать оценку риска?

Оценка риска проводится один раз и документация подается в аккредитованный орган инспекции. По результатам оценки выдается экспертное заключение о соответствии нормативным документам. Оценку риска можно провести как отдельно, так и вместе с проектом СЗЗ и получить единое экспертное заключение. В конце статьи вы также найдете пример оценки риска для согласования.

Согласование проекта СЗЗ и оценки риска в экспертном органе – самый сложный этап

По нашему опыту, есть несколько вероятных причин возникновения сложностей при согласовании проекта СЗЗ (санитарно-защитной зоны) и оценки риска в экспертном органе.

Таким образом, проведение оценки риска для здоровья населения является крайне ответственным звеном при установлении санитарно-защитной зоны. Поэтому к нему требуется основательный подход как со стороны разработчика, так и со стороны заказчика.

Подпишитесь на наш канал

Требование проводить оценку профессиональных рисков прописано в статье 218 Трудового кодекса РФ и пункте 25 примерного положения о Системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н (далее – Положение). Можно как организовать процесс самостоятельно, так и заключить договор со сторонней организацией. Вовсе не обязательно привлекать специалистов со стороны — выбор за работодателем. Если он решил провести оценку своими силами, то должен зафиксировать порядок в своем внутреннем документе — Регламенте оценки профессиональных рисков в положении о СУОТ.

Оценка профессиональных рисков проводится как череда последовательных мероприятий, которые включают:

  • Определение вредных и опасных производственных факторов
  • Оценку уровня риска
  • Разработку мероприятий по снижению риска
  • Мониторинг эффективности принятых мер

В федеральном законодательстве нет нормативных требований к порядку проведения оценки уровня профессионального риска, поэтому вы имеете право провести ее в соответствии с тем, как определите эту процедуру в своих локальных нормативных актах. Как организовать процедуру управления рисками в организации указано в разделе III Приказа № 776н.

Законодательство также не обязывает создавать комиссию по оценке рисков. Работодатель, опираясь на трудовые и финансовые ресурсы, сам решает, какой из подходов для него предпочтительнее. Однако считаем, что такая объемная и непростая задача, как выявление и оценка профессиональных рисков, реализуется эффективнее, если ее будет проводить специально созданная и подготовленная комиссия.

Базовые мероприятия по управлению профессиональными рисками

Правильное управление профессиональными рисками – важный аспект обеспечения безопасности и здоровья сотрудников предприятия.

Основные этапы этой работы:

  1. Определение и классификация профессиональных рисков.
  2. Оценка уровня риска.
  3. Разработка и реализация мероприятий по снижению риска.
  4. Мониторинг и контроль эффективности принятых мер.

Важно иметь систематический и непрерывный подход к управлению профессиональными рисками, чтобы обеспечить безопасность и благополучие сотрудников на рабочем месте.

Организации вправе применять любую методику, указанную в ГОСТе или международных стандартах, или даже авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам. Для методической и практической помощи Минтруд разработал рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и снижению уровней таких рисков (Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926).

Выбирать методы, работодатель должен с учетом характера своей деятельности и сложности операций. При этом он может использовать разные методы оценки для разных процессов и операций.

Приказ Минтруда № 776н можно использовать в качестве руководства при разработке собственных методов оценки.

Порядок оценки профессиональных рисков

Обратите внимание: работодатели должны учитывать мнение представителей работников при проведении оценки рисков. Это способствует вовлечению работников в процесс оценки и повышению эффективности управления профессиональными рисками.

Хотя Приказ Минтруда № 776н не содержит такой же детализации, как Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, он все равно обязывает работодателей проводить оценку и принимать меры по управлению профессиональными рисками.

Разработка локальных нормативных актов

Порядок оценки профессиональных рисков кратко определен, но не предоставляются перечень, форма и содержание документов по этой процедуре. Для более подробной и конкретной оценки профессиональных рисков необходимо разработать локальные нормативные акты организации, такие как Положение по оценке профессиональных рисков.

Положение по оценке профессиональных рисков

Локальное нормативное акт должно содержать следующую информацию:

  • Цели и задачи оценки профессиональных рисков;
  • Порядок проведения оценки, включая этапы и сроки;
  • Ответственное лицо/комитет, ответственное за проведение оценки;
  • Методы и инструменты, используемые для оценки рисков;
  • Критерии и шкалы оценки рисков;
  • План мероприятий по управлению рисками.

Важность участия работников

При разработке локального нормативного акта оценки профессиональных рисков, необходимо учитывать мнение представителей работников. Их участие поможет вовлечь работников в процесс оценки и повысить эффективность управления профессиональными рисками.

Конечные слова

Для эффективной оценки профессиональных рисков и управления ими, необходимо разработать локальные нормативные акты организации. Они должны содержать все необходимые детали и предоставлять четкий порядок оценки и управления рисками. Участие представителей работников в этом процессе также является важным фактором для успешной оценки и управления профессиональными рисками.

Оцените статью